17:38 / 28.01.2005Пятиэтажная спецоперация

Штурмом с применением огнеметов и крупнокалиберных пулеметов завершилась вчера в Нальчике спецоперация по нейтрализации лидеров ваххабитского подполья Кабардино-Балкарии. Переговоры с эмиром джамаата "Ярмук" Муслимом Атаевым и его боевиками, продолжавшиеся в течение двух дней, результатов не принесли. Вчера в ходе шестичасового боя четверо боевиков и три находившиеся с ними женщины были убиты. Участники спецоперации говорят, что могли разобраться с ваххабитами и раньше, если бы знали, что в пеленках у них находится не ребенок, а автомат.

Напомним, что боевиков "Ярмука" удалось обнаружить в минувший вторник вечером при проведении стандартной проверки паспортного режима (о событиях в Нальчике Ъ рассказывал 25 и 26 января). Отрабатывая пятиэтажный дом 19, стоящий на окраине Нальчика по улице Северной, милиционеры так и не смогли попасть в две его квартиры, расположенные на первом и четвертом этажах. Открыть металлические двери жильцы наотрез отказались, и милиционерам пришлось вызывать на подмогу ОМОН. Подъехавшие омоновцы подошли сначала к квартире на первом этаже, предупредили хозяев, что у них с собой тротиловые шашки и они готовы взорвать дверь, если ее немедленно не откроют. В ответ из квартиры прогремела автоматная очередь - пули, прошив металлический лист двери, ударились в противоположную стену лестничной площадки, чудом не задев никого из милиционеров. Практически одновременно в стражей порядка, оставшихся возле подъезда, из окна четвертого этажа полетела граната, осколки которой, впрочем, тоже не причинили никому вреда.

С этого момента и началась спецоперация по обезвреживанию банды, забаррикадировавшейся в двух квартирах 19-го дома. Спецназ, как утверждают участники штурма, в принципе был готов выполнить свою задачу уже через два-три часа после первых перестрелок - сразу после того, как были эвакуированы в безопасное место все жильцы этой пятиэтажки и двух соседних домов, а во всей округе отключены ток и газ. Однако от силового решения проблемы оперативному штабу пришлось отказаться после того, как в окнах четвертого этажа показались две молодые женщины в хиджабах. Они открыли оконные створки, чуть высунулись наружу, постояли так несколько секунд и, не вступая ни в какие переговоры с собравшимися во дворе оперативниками, снова скрылись внутри.

- Кто были эти женщины, мы на тот момент точно не знали,- рассказал Ъ один из участников штурма.- Оставалось предположить худший вариант - заложницы. Поэтому от немедленного штурма пришлось отказаться. Тем более что и наш министр Хачим Шогенов сразу четко и публично обозначил позицию МВД республики: с женщинами не воюем. В ночь на среду, когда сидели возле дома и думали, что делать дальше, ситуация еще больше осложнилась: оказалось, что в забаррикадированных квартирах находятся не две женщины, а три. Да еще с ними и грудной ребенок.

Около трех ночи боевики, как рассказывают в МВД КБР, попытались вырваться из окружения - во всяком случае, так показалось милиционерам. В итоге произошло несколько коротких перестрелок - кто-то дал очередь из окон, оперативники тоже ответили огнем. Когда выстрелы стихли, распахнулось окно уже на первом этаже, и там тоже появилась женщина. "В кого стреляете, сволочи! - закричала она милиционерам.- В грудных детей стреляете!"

- Это же Сакинат Кациева,- узнал ее кто-то из местных милиционеров.

Балкарка Кациева родилась и выросла в Нальчике, поэтому многие знали ее в лицо. Еще через несколько минут кто-то из жителей 19-го дома рассказал оперативникам, что женщина в окне - вроде бы гражданская жена полевого командира Муслима Атаева. Во всяком случае, так она сама представлялась соседям. Известно также, что прошлым летом Сакинат родила и в последнее время воспитывала ребенка одна.

Убедившись таким образом, что в квартире на первом этаже действительно находится грудной ребенок, милиционеры и вовсе отказались от идеи штурма. Начались долгие переговоры с боевиками.

- Собственно, конструктивных переговоров не получилось,- вспоминает один из оперативников. - Разговаривали с нами только мужчины, но они, во всяком случае мне так показалось, были не в себе. Мы им кричим: "Чего вы хотите?" В ответ: "Иди на.." Мы: "Отпустите женщин". Они: "Иди на.." В общем, на все один ответ. И так полтора суток. Женщины вступали в разговор, только когда начинались перестрелки. Они подходили к окнам, кричали: "Мы заложницы!" - и тут же прятались обратно. Ну и Кациева, понятно, постоянно трясла в окне спеленатым ребенком.

С помощью этого свертка боевая подруга ваххабита, кстати, познакомившаяся с ним в Панкисском ущелье Грузии, где оба состояли в отряде Руслана Гелаева, целые сутки водила за нос кабардино-балкарских милиционеров. До последнего те были уверены, что в пеленках восьмимесячный младенец. О том, что сын Кациевой и Атаева на самом деле находится у бабушки в ауле, стало известно только вчера утром; тогда и было принято решение начинать штурм.

Вначале по квартире, расположенной на четвертом этаже, ударили крупнокалиберные пулеметы БТР, потом туда же произвели несколько выстрелов из огнеметов и гранатометов. Квартира загорелась, однако из окон продолжали звучать выстрелы, причем огонь вели две женщины. Как выяснилось позже, Олеся Бапинаева (уроженка КБР) вела огонь из автомата, а ее подруга из КЧР Алла Семенова стреляла из снайперской винтовки. Их сопротивление было недолгим, женщин убили то ли снайперы, работавшие с крыш соседних домов, то ли они погибли от осколков влетевших в квартиру гранат.

В трехкомнатную квартиру на четвертом этаже после того, как оттуда перестали стрелять, спецназ ворвался одновременно через дверь и окна. Дверь штурмовики взорвали, а в окна проникли, спустившись по веревкам с крыши. "Защитники" квартиры уже были мертвы. В первой комнате штурмовики обнаружили разорванный прямым попаданием гранаты труп мужчины, который еще дымился. Кто он, следствие пока не установило. В двух других комнатах нашли тела Бапинаевой и Семеновой, а также Бузжигита Атмурзаева и Ильяса Бичекуева. Известно, что эти двое с лидером "Ярмука" Атаевым участвовали в боях с федералами в ингушском селении Галашки. Погибшие женщины были их сожительницами. А Семенова оказалось сестрой известного в соседней Карачаево-Черкесии ваххабитского лидера Бориса Семенова.

Разобравшись с четвертым этажом, штурмовики стали досматривать квартиры на третьем и втором: они опасались, что боевики могли разбежаться по дому. Двери в квартиры выбивали или взрывали. "О матущербе никто, конечно, в тот момент не думал, думали о том, что из-за дверей начнут стрелять",- говорили спецназовцы.

Зачистив в первой половине дня верхние этажи дома, спецназовцы занялись квартирой на первом этаже, в которой находились Муслим Атаев и Сакинат Кациева.

- Сакинат, которая не стреляла, еще раз предложили добровольно сдаться,- рассказали в МВД КБР.- А она стала кричать: "И я, и мой ребенок останемся с нашим мужем и отцом, данным нам по велению Аллаха, что бы с ним ни случилось". Тогда наши и начали работать.

Группу захвата, которая приблизилась со стороны улицы к окнам квартиры, ваххабиты встретили выстрелом из подствольника. Легкие ранения получили прапорщик ОМОНа Исмаил Жашуев (в ногу) и боец СОБРа Рустам Дышеков (в руку). Обоим помощь оказали на месте и отпустили домой. Квартиру штурмовики забросали через окна гранатами. Потом, взорвав на окнах решетки и дверь, проникли внутрь. Семья Атаевых была мертва. А их ребенком оказался завернутый в одеяло автомат. Сверток, из-за которого никак не могли провести штурм, нашли возле трупов.

После штурма (а осмотр места происшествия продолжается до сих пор) замминистра внутренних дел России Аркадий Еделев сказал, что банда готовила крупные теракты в Нальчике, а обе женщины, уничтоженные на четвертом этаже, собирались стать шахидками. При этом он сослался на прослушанные телефонные переговоры боевиков. На самом деле, как утверждают оперативники, женщины звонили своим родственникам в КБР и КЧР, но ни о каких терактах не сообщали, а лишь прощались с ними, заявляя, что "готовы принять мученическую смерть во имя Аллаха". То есть сдаваться не собирались.

Несмотря на успешную спецоперацию в Нальчике, говорить о том, что в республике покончено с ваххабизмом, не приходится. Даже обезглавленный "Ярмук" еще может громко заявить о себе. Об этом, кстати, его боевики уже сообщили сайту "Кавказ-центр", пообещав отомстить. Косвенно это подтверждают и сотрудники МВД КБР. По их данным, в последнее время у лидера "Ярмука" Атаева испортились отношения с Шамилем Басаевым. Узнав об этом, правая рука Атаева Рустам Беканов, также разыскиваемый за терроризм, покинул кабардино-балкарский джамаат, перебравшись к басаевцам в Чечню. Там, по оперативным данным, он формирует новый отряд террористов.

Боевики из "Ярмука"

По данным МВД КБР, джамаат "Ярмук" был сформирован летом 2002 года в Панкисском ущелье Грузии из жителей Кабардино-Балкарии, примкнувших к отряду полевого командира Руслана Гелаева. Эмиром джамаата, который сами боевики называли кабардино-балкарским батальоном, Гелаев назначил Муслима Атаева, выделявшегося незаурядными организаторскими способностями, хорошими физическими данными и пользовавшегося авторитетом среди земляков. Атаеву удалось собрать под своим началом около 30 единомышленников, большинство из которых уже успели повоевать в Чечне на стороне незаконных вооруженных формирований, а некоторые прошли диверсионную подготовку в лагерях Хаттаба. В ноябре 2002 года в составе отряда Гелаева они пересекли грузино-российскую границу и в районе ингушского селения Галашки вступили в бой с федеральными силами. Основная часть отряда ушла в Чечню, а Атаев получил приказ вместе со своими подчиненными вернуться в Кабардино-Балкарию. Здесь они должны были на некоторое время затаиться, постараться пополнить отряд новыми членами и запастись оружием и ждать дальнейших указаний. Костяк "Ярмука" из 11 человек во главе с Атаевым вернулся в республику единой группой, остальные добирались поодиночке. Здесь Атаев, согласно полученному заданию, развернул активную агентурную работу среди местной молодежи и в итоге привлек на свою сторону еще несколько десятков человек. Хотя он соблюдал строгую конспирацию, правоохранительным органам стало известно о его возвращении. Милиционеры не раз пытались задержать главаря джамаата, но тому удавалось скрыться. При этом в перестрелках с бандитами были убиты четверо сотрудников милиции, но и милиционерам удалось уничтожить шестерых боевиков. Скрываясь от преследования в различных районах республики, Атаев обрастал новыми связями в среде местных ваххабитов, через них сумел выйти на Шамиля Басаева, с которым он, по имеющейся информации, встречался в Баксане, где лидер чеченских боевиков находился в течение месяца летом 2003 года. После той встречи "Ярмук", как считают в спецслужбах, стал непосредственно подчиняться Басаеву и выполнять его указания. Самое известное преступление, в котором подозреваются участники "Ярмука",- нападение на управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Кабардино-Балкарской республике в декабре прошлого года. Тогда было убито четверо наркополицейских и похищено более 250 единиц оружия. По одной из версий, вооружившись, участники "Ярмука" собирались совершить в КБР крупномасштабную вылазку, подобную той, что произошла в Ингушетии летом прошлого года. 

Сергей Дюпин

Опубликовано 28 января 2005 года

Автор: