13:43 / 31.01.2005Социокультурные особенности армянской этнообщины Москвы (экскурс в прошлое и результаты полевого обследования 2003 г.)

Слово "диаспора" знакомо всем армянам с детства, потому среди них нет таких, у кого не было бы родственника, близкого или дальнего, проживающего вне своей исторической Родины.

Для того, чтобы осмыслить и понять вызванные распадом СССР радикальные перемены через призму самоидентификации, необходимо произвести эмпирическую интерпретацию ряда понятий, первым из которых будет "диаспора".

Последние годы XX столетия и начала нового века принесли с собой очевидную активизацию фактора этничности и, соответственно, повышение социально-политической, культурной и экономической роли этнических групп в жизни современного общества.

Область явлений, обозначаемых как "диаспора", заметно расширилась, а частота употребления данного термина существенно возросла, причем как в научной литературе, так и в средствах массовой информации слова "диаспора" и "община" зачастую используются как синонимы, что, с нашей точки зрения, не совсем корректно. В этой связи хотелось бы предложить авторский подход в понимании сущности "диаспоры", "общины" и тех основополагающих признаков и критериев, которые, собственно, позволяют разграничить два понятия.

Определение термина "диаспора" начинается с обозначения этноса, который в процессе своего генезиса и в силу целого ряда объективных и субъективных обстоятельств оказывается вне территории страны своего происхождения. В качестве основных и наиболее распространенных причин массового выезда людей со своей Родины принято рассматривать экономические, религиозные и политические обстоятельства. Наряду с ними можно выделить, на наш взгляд, этническую эмиграцию, протекающую в виде насильственного изгнания людей из-за их национального происхождения (примером в новейшей истории может служить депортация армянского населения Азербайджана в 1989-1991 гг., сопровождаемая убийствами и погромами).

В случае этнической эмиграции в роли организатора и исполнителя насильственного изгнания выступают представители иного этноса - носители государственной власти в данной стране. В то же время экономическая миграция, например, может носить вполне добровольный характер.

Интеграция этнических групп в инокультурное окружение зависит от целей и задач, которые ставят перед собой переселенцы, и, конечно же, решающим фактором тут становится отношение к ним принимающего государства. Выработка механизмов, не позволяющих раствориться в окружающем обществе, сохранение и защита своей этнокультурной целостности приводят к консолидации этнической группы, что сопровождается созданием организованной структуры, координационного центра.

Поначалу переселенцы стараются держаться вместе, "чтоб не пропасть по одиночке", вырабатывают необходимые нормы совместного проживания. Российский этнограф А. Дридзо пишет о феномене "братства по кораблю". "Нефы-рабы и индийцы-кули, вывезенные в Вест-Индию, во время длительного плавания на корабле вынужденно переставали придерживаться некоторых традиционных норм жизни. В частности, оказывалась невозможной кастовая сегрегация. Возникла своеобразная братская община людей, прибывших на одном корабле, которая в чужом краю нередко компенсировала им отсутствие родственных групп".(1)На этой стадии жизни переселенцев появляются специфические институты, которые образуют структуру будущей общины как социального образования - земляческие, клановые, конфессиональные, благотворительные ассоциации, создающие условия для тесного контакта между переселенцами. Учреждаются культурные организации, открываются школы.

Формирование общины из разрозненных групп и ее существование предполагает наличие определенной численности Мигрантов, позволяющей создавать собственные организации. В среде иммигрантов связи между людьми основаны преимущественно на наличии общих этнокультурных и этносоциальных ценностей. Малочисленная группа мигрантов обычно не Армяне в России и за ее пределами может образовать общину. Чем теснее и интенсивнее эти связи, тем больше социокультурная дистанция между мигрантами и автохтонами, сильнее влияние формирующего ядра общины на иммигранта. Чем крупнее и компактнее иммигрантское поселение, тем сильнее поле притяжения для "своих", чем община сплоченнее, тем в большей степени она выражает интересы переселенцев. И, наоборот, чем слабее подобные связи, тем быстрее утрачивается их этнокультурная специфика.

Основным фактором объединения людей, покинувших среду своего обитания, является их принадлежность к определенному этносу. И именно поэтому мы приходим к мнению о том, что этнообщина - это объединение людей единого этнического происхождения, создавших свои социальные институты и проживающих вне пределов территории первоначального обитания. Этнообщина является продуктом диаспоральных процессов; это главный элементдиаспоры, ее каркас, без которого трудно представить существование данного феномена.

Исходя из вышеизложенного, мы приходим к выводу, что диаспора - совокупность этнообщин, имеющая и поддерживающая интенсивные связи как между собой, так и с материнским этносом (если таковой существует). Таким образом, можно говорить, например, об армянской диаспоре России в целом, но не армянской диаспоре Москвы, Санкт-Петербурга или Сочи. Более уместным было бы использование словосочетания "армянская этнообщина Москвы" и "армянская диаспора России"; аналогично, "армянская диаспора Франции", но "армянская этнообщина Марселя", и т. д.

Анализ социокультурных ориентации армянских мигрантов в Москве

По данным переписи 1989 г., численность армян в Москве составляла 44 тыс., а в Московской области - 9,2 тыс. человек. На сегодняшний день в столице, по неофициальным данным, проживает 500 тыс. армян (данные последней переписи населения, к сожалению, пока не опубликованы). В декабре 2003 г. мы провели выборочное обследование 210 выходцев из Армении последних 15 лет. 110 человек составили респонденты 14-18лет (учащиеся армянской школы N 1110 Москвы); 100 взрослых от 19 до 65 лет были выбраны из числа посетителей культурно-просветительских мероприятий, которые уже несколько лет каждое воскресенье организует Союз армян России в уютном зале ИТАР-ТАСС.

В ходе опроса предполагалось выявить причины миграции; определить материальные условия жизни армян в столичном мегаполисе, длительность пребывания; изучить уровень образования, планы выбора постоянного места жительства, отношение к смешанным бракам, степень адаптации к среде.

1. Цели миграции:

а) улучшение материального положения (заработки) - 36%;
б) прибытие на постоянное место жительства - 44%;
в) прочее (чаще - получение высшего образования) - 20%.

Вопрос о целях переезда был предложен только респондентам старшей группы (19-65 лет), т. к. молодежь несамостоятельна при принятии таких решений. Исходя из полученной информации, можно утверждать, что радикальная перемена места жительства связана с невозможностью людей решить насущные бытовые и экономические проблемы семьи в современной Армении, в том числе, с трудностями получения там качественного образования и удовлетворения профессиональных запросов.

2. Длительность пребывания в Москве:

Респонденты 19-65 лет

а) от 1 до 3 лет -14%;
б) от 4 до 6 лет - 11%;
в) от 7 до 9 лет- 18%;
г) свыше 10 лет - 48%;
д) родился в Москве - 9%.

Респонденты 14-18 лет

а) от 1 до 3 лет-37%;
б) от 4 до 6 лет - 49%;
в) от 7 до 9 лет - 1%
г) родился в Москве - 0%.

3. Уровень жизни:

1. Средний доход респондента (в месяц, в у. е.)

а) до 200-28%;
б) от 200 до 500-35%;
в) от 500 до 1000-9%;
г) от 1000 до 2000-6%;
д) от 2000 и выше? 15%;
е) не имеют доходов - 7% (студенты).

2. Совокупный доход семьи

а) до 400-21%;
б) от 500 до 1000-44%;
в) от 1000 до 2000-18%;
г) от 2000 и более- 17%.

3. Жилищные условия

а) снимаю комнату - 6%;
б) снимаю квартиру - 28%;
в) владею квартирой государственного фонда - 14%;
г) владею приватизированной квартирой - 41%;
д) живу у друзей-родственников -11%.

На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы.

1. Высокий уровень доходов респондентов (65% имеют доход выше 500 у. е. в месяц, в то время как в Армении средняя зарплата составляет до 50 у. е., а пенсия -до 10 у. е.).

2. Высокий совокупный доход семьи (у 79% респондентов - от 500 у. е. и больше).

3. Обеспечены жильем (государственным или приватизированным) 55% респондентов. 66% опрошенных являются гражданами Российской Федерации и 32% - Армении; 2% гражданства не имеют; 20% заняты в государственных организациях, 43% - в частном секторе экономики, 12% имеют свой бизнес и 14% не работают в связи с учебой в вузе или находятся на пенсии.

Из всего вышеизложенного следует, что большая часть мигрантов, проживая в Москве, сумела добиться сравнительно высокого уровня жизни.

4. Показатели уровня образования:

1) неполное среднее образование - 0%;
2) среднее образование - 18%;
3) незаконченное высшее образование - 18%;
4) высшее образование - 59%;
5) имеютученую степень - 5%.

Изложенные выше результаты относятся к респондентам в возрасте от 19 до 65 лет и демонстрируют весьма высокий уровень образования.Ответы учащихся армянской школы на вопрос "Где бы Вы хотели получить высшее образование?" распределились так: 82% - в России; 7% - в Республике Армения; 5% - в странах ЕС и 6% - в США.

5. Планы выбора постоянного места жительства

В Армению хотели бы вернуться 35% респондентов, не собираются - 50%, не смогли определиться - 15%. Но когда вопрос был поставлен таким образом: "Вернетесь ли в Армению на постоянное место жительства в случае ее экономического процветания?", процент желающих туда переехать возрос до 48%, не желающих снизился до 27%, а доля колеблющихся составила 25%.

На вопрос о выборе постоянного места жительства школьники ответили следующим образом:

1) РА - 15%;
2) РФ - 59%;
3) не определились - 26%.

При этом жизнь своих будущих детей они хотели бы видеть в:

1)РФ-64%;
2) РА - 27%;
3)США-4%;
4) в странах ЕС - 5%.

Полученные данные подтверждают основную гипотезу нашего исследования: массовая миграция армян с территории первоначального обитания связана с резким падением жизненного уровня, невозможностью применить на родине профессиональные знания, а также с желанием получить хорошее высшее образование.

6. Отношение респондентов к смешанным бракам:

1) положительное - 75%;
2) отрицательное - 21%;
3) не определились - 4%.

Для школьников вопрос был сформулирован несколько иначе: "Кого в будущем Вы выберете в брачные партнеры?" Ответы юношей распределились таким образом:

1) только армянку - 92%;
2) представительницу коренного населения - 8%;
3) не определились - 0%.

Девушки ответили так:

1) только армянина -73%;
2) представителя коренного населения - 0%;
3) не определились - 17%.

Заметная разница между ответами в первой и второй группах объясняется тем, что формирование социокультурных ориентации взрослых проходило в условиях дружбы и взаимоуважения между народами СССР. Представители же второй группы воспитывались в Армении в условиях роста национального самосознания, что дало вполне предсказуемый результат.

7. Степень адаптации мигрантов московского региона

Мы попытались с помощью линейного коэффициента корреляции выяснить степень зависимости желания вернуться в Армению от сроков пребывания в Москве.

Применяя стандартную математическую процедуру корреляционного анализа и меняя показатели временного отрезка проживания в Москве, мы получили следующие коэффициенты:

1) 1-3 года R1 = 0,69;
2) 4-6 лет R2 = 0,81;
3)7-9 лет R3 = 0,24;
4) свыше 10 лет R4 = 0,23;
5) в Москве родился (родилась) R5 = 0,35.

Как мы видим, между показателями выявляется четкая, хотя и не линейная, связь: чем дольше человек прожил в столице, тем меньше у него/нее желание возвращаться в Армению.

Общинная жизнь московских армян

Пройдя адаптационный период, армянские переселенцы начинают участвовать в социальной, культурной и политической жизни принимающего общества. Социальная активность мигрантов в условиях мегаполиса в определенной мере сопровождается ослаблением их контактов с людьми своей национальности, а также, по мере адаптации к новой среде, исчезновением этнических черт, чему во многом способствует дисперсное расселение. Но несмотря на это, для каждого характерно сохранение этнического самосознания, самоидентификация с собственным этносом, чему, безусловно, помогают многочисленные армянские общества и организации.

Начало возрождения армянской общинной жизни в Москве, во многих городах и весях России датируется удивительно точно - 1988 годом. Началось движение за выход Нагорного Карабаха из состава Азербайджанской ССР, в ответ - Сумгаит, первый из образцово-показательных погромов горбачевского периода. За Сумгаитом - армянские погромы по всему "братскому" Азербайджану. Армянский народ ошеломлен. Ему казалось, что геноцид, учиненный турками, не может повториться, что армянские погромы в буквальном смысле остались за горой, за священным Араратом, проданным Турции большевиками. И вдруг через 70 лет история повторяется в одной из сверхдержав, руководитель которой скоро получит Нобелевскую премию мира. В декабре 1988 г. на фоне избиения армян произошло Спитакское землетрясение. Против Карабаха и Армении используется новая форма войны - полная транспортная блокада.

Последующие годы были еще более тяжелыми, к тому же в январе 1990 г. добавились армянские погромы в Баку. В Россию, в Москву хлынули потоки беженцев - не только армян, но и русских и даже азербайджанцев.

На волне возмущения происходящим из беспорядочных, неорганизованных форм протеста - пикетов, митингов, демонстраций, из стихийных попыток оказания гуманитарной помощи Карабаху, Армении, беженцам постепенно выкристаллизовываются ростки общественной жизни армян Москвы и России в целом. Это движение постепенно обретает черты общинной жизни.

Центральными становятся вопросы просвещения, культуры, религии, возрождения многовековых традиций армянского народа. Создаются курсы обучения армянскому языку, воскресные школы для детей и взрослых; строятся часовни и церкви; выходят газеты, журналы, книги, в первую очередь учебно-педагогического характера. Так, в Москве издаются информационно-аналитический бюллетень "Диалог" (Центр русско-армянских инициатив); "Информационный бюллетень" АОМ, ежемесячная газета "Юсисапайл". В 1989-1995 гг. выходила ежемесячная газета "Армянский вестник", с 1991 по 1994 г. - журнал "Про Армения"; пользуется большой популярностью газета "Ноев ковчег" и другие печатные издания. В Москве существуют государственные русско-армянские средние школы; армянская средняя школа, воскресная школа, армянская гимназия, государственный Русско-армянский культурно-просветительский центр (на базе 151-й городской школы).

В 1988 г. открылся Армянский драматический театр-студия, в котором автор, являясь одним из основателей, работал режиссером, актером и художественным руководителем. " 1989 г. был организован замечательный высокопрофессиональный коллектив - Московский армянский камерный хор. 12 лет действует массовая организация, объединяющая в своих рядах представителей разных слоев московских армян - Армянская Община Москвы (АОМ). Она была создана с целью консолидации мелких, разрозненных армянских общественных организаций. В настоящее время в Совет АОМ входят руководители или представители нескольких из них. АОМ работает в тесном сотрудничестве с правительством Москвы, с другими национально-культурными центрами; с армянскими общинами России, ближнего и дальнего зарубежья. Вместе с Международным гуманитарным фондом арменоведения АОМ учредила местную национально-культурную автономию армян Юго-Западного административного округа Москвы. Кроме АОМ, интеграции армян в России способствует Центр русско-армянских инициатив, Фонд поддержки русско-армянского содружества, Международный гуманитарный фонд арменоведения, Межрегиональное общество "Российско-армянское содружество", Международная армянская студенческая ассоциация и др. И все же самой авторитетным является Союз армян России (САР), созданный 16 июня 2000 г. Это общероссийская общественная организация, имеющая отделения и представительства в 62 регионах и 140 городах страны.

Из истории московского армянства

Деятельность многочисленных армянских объединений в современной России является естественным продолжением многовековой истории диаспоры. Слывя отличными строителями, врачами, надежными посредниками между странами Востока и Русью, армяне, начиная с XIV в., т. е. с периода возвышения Московского княжества, становятся частыми и желанными гостями в Москве. Первое письменное упоминание о них относится к летописному повествованию о московском пожаре 1380г., где есть следующая строка: "Загорелся посад за городом от Авраама, некоего арменина". В начале XV в. в посаде (в районе Китай-города) армяне основали свою общину(2). Отношения между русскими и армянами носили дружественный характер, чему способствовали близость христианской веры и взаимовыгодное сотрудничество. Свободное общение русских и армян приводило даже к тому, что между ними иногда заключались браки(3).

В дальнейшем, по указу Ивана Грозного, многие армяне были поселены в Москве на постоянное место жительства - в той ее части, которая называлась Белым городом, где жили "обеленные", т. е. свободные люди из инородцев, пользовавшие налоговыми льготами. Тому способствовало следующее обстоятельство. Согласно летописным источникам, при осаде Казани войсками Ивана Грозного в 1552 г. жившие там армяне даже под угрозой смерти отказались стрелять из пушек в русских воинов "либо намеренно делали так, что посланные ими ядра не попадали в цель"(4).

После покорения города, в знак благодарности, армянам были предоставлены льготы как в самой Казани, так и в Москве, куда они все активнее переселялись. Так, для приезжавших в столицу армянских торговцев, ремесленников и других недалеко от Кремля был построен Армянский постоялый двор, а верхний ярус одного из девяти приделов Покровского Собора в Москве (Храм Василия Блаженного, в строительстве которого принимали участие и армянские мастера) посвятили Григорию Армянскому (Григорию Просветителю, при котором Армения первая в мире, в 301 г., приняла христианство как государственную религию(5)).

Армянский двор был зафиксирован в документе конца XVI в., в частности, в объяснении к "Петрову чертежу" (план Москвы 1597 г.): в Белом городе, в районе Покровки, под цифрой 8 обозначен "двор польских купцов, с которыми граничит двор армянских купцов". На более поздних планах армянские дворы располагались также в районах Артамонова переулка и Ильинских ворот. На составленном в 1661 г. Мейербергом плане Москвы на площади у Ильинских ворот, где сейчас находится здание Политехнического музея, изображен Армянский двор в форме вытянутого прямоугольника(6).

Более систематический характер армяно-русские связи стали носить с середины XVII в., когда в города России, в первую очередь в Москву, стали приезжать на длительный срок или постоянное место жительства представители деловых кругов и деятелей культуры. К этому периоду относится переориентация армянского капитала на Россию. Русские цари, стремясь развивать экономические отношения с восточными странами, активно поощряли деятельность армянских купцов, которые не только торговали, но и привозили ко двору богатые дары. Примером может служить трон, хранящийся ныне в Оружейной палате Московского Кремля. В 1660 г. его привезли подарок царю Алексею Михайловичу деятели торговой компании из Нор-Джуги (Персия) Ходжа Закар Саградов (Шериманян) и Григор Лусиков. Трон, оцененный в 22 589 руб., был изготовлен армянскими мастерами из сандалового дерева и украшен золотом (28 фунтов), серебром (8 фунтов) и несколькими тысячами драгоценных камней, в том числе алмазами, жемчугом, бирюзой, специально привезенными из Индии. Латинская надпись на нем гласит: "Могущественнейшему и непобедимому царствующему - сей трон, с величайшим искусством и тщанием сделанный, да будет счастливым предзнаменованием грядущего... 1659 г.". Во время аудиенции Закар Саградов подарил царю не только трон, но и искусно выгравированную на меди композицию "Тайная вечеря".

Восхищенные мастерством армянских художников и ювелиров, представители Посольского приказа просили Саградова пригласить в Россию "золотописцев, серебряных и золотых дел мастеров, гранильщиков и всяких художников", на что тот ответил, что готов исполнить просьбу русского государя, заметив при этом, что "к усердной службе побуждает его не корысть, а единоверие и покровительство российского монарха к христианам"(7). Спустя шесть лет, в 1666 г., в Москву прибыла новая армянская делегация в составе 40 человек, представлявшая ту же торговую компанию из Нор-Джуги и возглавляемая Г. Лусиковым и Степаном Ромоданским. Умело сочетая дипломатическую миссию с торгово-экономическими интересами, они обратились к Алексею Михайловичу с просьбой разрешить представителям их компании провозить товары в Европу через Московское государство. Это было выгодно и для России, поскольку она стремилась к укреплению торговых и политических связей с Ираном и одновременно к экономическому ослаблению Турции. Договор, имевший особое значение для развития армяно-русских отношений, был заключен в 1667 г. между Россией и Армянской торговой компанией Нор-Джуги. Армянским купцам даровалась не только привилегия свободной торговли на водных путях от Астрахани до Архангельска, но и право транзита через Россию в Западную Европу(8).

В числе прибывших в Москву в 1666 г. делегатов был и посланный Закаром Саградовым в Россию (как было обещано в свое время царю) армянский художник-иконописец Богдан Салтанов, представленный царю и назначенный придворным живописцем. Проработав более 35 лет в Оружейной палате, он заслуженно пользовался славой "первого художника двора" и удостоился звания дворянина. Салтанов писал большие полотна для дворца, украшал росписями, сохранившимися до наших дней, храмы Московского Кремля и по просьбе царя обучал молодых русских художников(9).

Московские армяне были и среди служивых Посольского приказа, в административном аппарате государства, например, братья Борис и Иван Гавакаловы, Василий и Атомас Ивановы (Ованисяны). Большую известность приобрел проработавший почти 30 лет в Посольском приказе Василий Даудов (Алимарцян), который в 1654 г. прибыл в Москву в качестве советника персидского шаха, а затем остался в России. Активную роль играли армяне-переводчики (толмачи), причем не только с армянского, но и со многих восточных языков.

Известно, что прибывшие в Москву видные представители армянского купечества во время переговоров с царским двором обсуждали не только торговые вопросы; они ждали военно-политической помощи от России. Так, Г. Лусиков привез царю письмо Гандзасарского католикоса Петроса, в котором тот просил царя не только оказать прибывшим армянам "хороший прием", но и "быть поддержкой всех армян"(10).

Новый приток армян в Россию и, в частности, в Москву, связан с эпохой Петра I, который также всячески поощрял деятельность армянских купцов. Так, в письме от 1696 г. к персидскому шаху Петр I требует, чтобы вся торговля изюмом, сосредоточенная в руках армянского купечества, направлялась через Астрахань в Москву, "чтобы тех армян в государство царского величества с товарами для торгового промысла в порубежных городах пропускали без задержания со вспомогательством без всякой помешки" (11). Заботясь об укреплении экономических связей России с Персией, Петр 1 стремился к "распространению и умножению персидского и армянского торга"(12). В одном из пунктов указа от 22 марта 1711 г. об учреждении Сената было записано следующее: "Персидский торг умножить и армян как возможно приласкать и облегчить в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большего их приезда"(13).

Политика Петра I привела к значительному увеличению армянского населения России, в том числе и Москвы. В принятой накануне Персидского похода Декларации (1722 г.) подчеркивалась заинтересованность правительства в дальнейшем привлечении армян в Россию. В ней, в частности, говорилось: "...через сие объявляем, дабы они внутрь нашего государства безо всякого препятствия отправляли, обнадеживая, что мы не токмо их купечество защищать и к свободному отправлению оного всякое потребное возможение учинить повелели, но и еще для вящей прибыли и пользы некоторыми особливыми привилегиями снабдевать и всемилостивейше жаловать будем" (14).

Уже к концу XVII в. армянское население Москвы составило около 2 тыс. человек, и власти разрешили открыть на улице Ильинке Армянскую церковь. Армяне строили в Москве и различные промышленные объекты. Так, приехавший в 1717 г. из Нор-Джуги в Москву Игнатий Шериман (Шериманян) совместно с русскими промышленниками создал здесь первую шелкоткацкую фабрику. Самую лучшую по тем временам в России аналогичную фабрику построил в Москве вместе со своими братьями Василий Хастатов. Он же стал обер-директором созданного в 1755 г. первого русского акционерного общества, совершавшего торговые сделки с разными странами(15).

В 1758 г. к Захарию Шериману приезжает богатый купец и промышленник, родоначальник известной армянской семьи в России Лазарь Назарович Лазарев (Лазарян). Лазаревы были владельцами мануфактур по производству шелковых и бумажных тканей, в том числе считавшейся одной из лучших - Фрязинской, ткани которой шли на украшение покоев Зимнего дворца. Они расширили горные заводы и соляные промыслы, купленные у Строгановых в Пермской губернии, а также создали новые. Вскоре семья Лазаревых стала одной из самых богатых в России. В 1774 г. они получили дворянское звание (16). Вслед за ними в Москве поселились и другие известные армянские семьи, многие из которых получали не только российское подданство, но со временем и дворянские титулы, например, Арапетовы, Ахвердовы, князья Абемелек и Аргутинские, графы Лорис-Меликовы и Деляновы. Представители этих фамилий становились крупными государственными деятелями России и славились своей благотворительностью. Так, И. Д. Делянов был министром просвещения (1882-1897), М. Т. Лорис-Меликов - министром внутренних дел (1880-1881).

Одним из крупных российских благотворителей стал старший из сыновей Лазаря Лазарева - Иван (Ованнес) Лазарев, переехавший в середине 60-х гг. XVIII в. в Петербург. На его деньги строились православные церкви, больницы, приюты, школы для детей бедноты, богадельни, пополнялись книгами библиотеки. По его прошению в 1770 г. был принят царский указ, разрешавший построить в Москве и Петербурге армянские церкви. Церковь в Москве возвели в 1778 г. в Столповом переулке на средства третьего из братьев Лазаревых - Христофора. Армянская церковь, богатые владения армянских семей в старинном московском переулке стали причиной того, что к концу XVIII в. за ним закрепилось новое название - Армянский. Третья армянская церковь в Москве - Сурб Арутюн, церковь Святого Воскресенья, сохранившаяся до сих пор, была построена в 1815 г. на средства двух других братьев Лазаревых - Минаса и Овакима, на земле, приобретенной армянским купцом Ваганом у Вахтанга VI.

И. Л. Лазарев всемерно способствовал переселению армян в Россию, ходатайствуя по их делам в правительстве, помогая деньгами и единовременно думая о создании учебного заведения для армянских детей в Москве. Эти планы впоследствии осуществил ставший наследником семьи Оваким Лазарев с сыновьями Иваном и Христофором. Именно они выстроили в Армянском переулке великолепный архитектурный ансамбль в классическом стиле, где в 1815 г. открылось училище, преобразованное в 1827г. в Лазаревский институт восточных языков. Ему суждено было сыграть выдающуюся роль в истории российской науки. Лазаревский институт стал не только крупным учебным центром, но и очагом армянской культуры в Москве, центром армяно-русских культурных связей. В 1990-х гг. здесь разместилось посольство Республики Армения, играющее важную роль не только в международных делах, но и в решении проблем диаспоры.

В целом опыт существования армянской диаспоры в России можно считать удачным, а ее перспективы - вполне обнадеживающими.

Приложение

Образцы анкет, примененных в обследовании

Анкета для школьников

1.ПОЛ

а) муж.; б) жен.

2. ВОЗРАСТ

а) 14; б)15; в) 16; г) 17-18

3. НАЦИОНАЛЬНОСТЬ

а) армянин (ка); б) русский (ая); в) другой вариант

4. РОДИТЕЛИ

а) оба армяне; б) папа русский, мама армянка; в) папа армянин, мама русская; г) другой вариант

5. ЯВЛЯЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ГРАЖДАНИНОМ

а) Российской Федерации; б) Республики Армения; в) другой вариант

6. СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ СЕБЯ ЧЛЕНОМ АРМЯНСКОЙ ЭТНООБЩИНЫ МОСКВЫ?

а) да; б) нет; в) другой вариант

7. ПОСЕЩАЕТЕ ЛИ ВЫ МЕРОПРИЯТИЯ, ОРГАНИЗОВАННЫЕ АРМЯНСКИМИ ОБЩЕСТВАМИ МОСКВЫ?

а) да; б) нет; в) другой вариант

8. ПОСЕЩАЕТЕ ЛИ ВЫ АРМЯНСКУЮ АПОСТОЛЬСКУЮ ЦЕРКОВЬ?

а) да; б) нет

8а. ЕСЛИ ДА, КАК ЧАСТО?

а) один раз в неделю; б) один раз в месяц; в) один раз в три месяца; г) один раз в год

9. СОБИРАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ВОЗВРАЩАТЬСЯ В АРМЕНИЮ НА ПОСТОЯННОЕ МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА?

а) да; б) нет; в) другой вариант

10. СОБИРАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ПОКИНУТЬ РФ С ЦЕЛЬЮ ПЕРЕБРАТЬСЯ В ДРУГИЕ СТРАНЫ НА ПОСТОЯННОЕ МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА?

а) да; б) нет; в) другой вариант

11. ЕСТЬ ЛИ У ВАС ДРУЗЬЯ СРЕДИ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ?

а) да; б) нет; в) другой вариант

12. КОГО В БУДУЩЕМ ВЫ ВЫБЕРЕТЕ В БРАЧНЫЕ ПАРТНЕРЫ

а) только армянина(ку); б) представителя(ницу) коренного населения; в) другой вариант

13. СКОЛЬКО ЛЕТ ВЫ ПРОЖИВАЕТЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ?

а) 1-3 года; б) 4-6 лет; в) 7-9 лет; д) свыше 10 лет; г) родился на территории РФ

14. КЕМ ВЫ СЕБЯ ОЩУЩАЕТЕ?

а) армянином (армянкой); б) русским(ой); в) другой вариант

15. БЫЛИ ЛИ У ВАС КОНФЛИКТЫ НА ЭТНИЧЕСКОЙ ПОЧВЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ?

а) да; б) нет; в) другой вариант

16. БЫЛИ ЛИ У ВАС ПРИВОДЫ В МИЛИЦИЮ?

а) да; б) нет

17. ГДЕ БЫ ВЫ ХОТЕЛИ ПОЛУЧИТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

а) в РФ; б) в РА; в) в странах ЕС; г) в США

18. ЖИЗНЬ ВАШИХ БУДУЩИХ ДЕТЕЙ ВИДИТСЯ ВАМ:

а) в РФ; б) в РА; в) в США; г) в странах ЕС

19. ЯВЛЯЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ЧЛЕНОМ КАКОЙ-ЛИБО АРМЯНСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ?

а) да; б) нет; в) другой вариант

20. КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К УЧРЕЖДЕНИЮ "ВСЕМИРНОГО АРМЯНСКОГО ФОРУМА"?

а) положительно; б) отрицательно; в) другой вариант

Анкета для взрослых

1. ПОЛ

а) жен.; б) муж.

2. ВОЗРАСТ

а) 18-23; б) 24-34; в) 35-45; г) 46-56; д) 57 и выше

3. ВАША НАЦИОНАЛЬНОСТЬ

а) армянин(ка); б) русский(ая); в) другой вариант

4. ГРАЖДАНИНОМ КАКОЙ СТРАНЫ ВЫ ЯВЛЯЕТЕСЬ?

а) Российской Федерации; б) Республики Армения; в) другое

5. СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ СЕБЯ ЧЛЕНОМ АРМЯНСКОЙ ЭТНООБЩИНЫ МОСКВЫ?

а) да; б) нет; в) другой вариант

6. ПОСЕЩАЕТЕ ЛИ ВЫ АРМЯНСКУЮ АПОСТОЛЬСКУЮ ЦЕРКОВЬ?

а) да; б) нет; в) иногда

7. ПЛАНИРУЕТЕ ЛИ ВЫ ВОЗВРАЩЕНИЕ В АРМЕНИЮ НА ПОСТОЯННОЕ МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА?

а) да; б) нет; в) другой вариант

8. ПЛАНИРУЕТЕ ЛИ ВЫ ПОКИНУТЬ РФ С ЦЕЛЬЮ ПЕРЕЕЗДА В ДРУГИЕ СТРАНЫ НА ПОСТОЯННОЕ МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА (НЕ В АРМЕНИЮ)?

а) да; б) нет; в) другой вариант

9. ЕСТЬ ЛИ У ВАС ДРУЗЬЯ СРЕДИ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ?

а) да; б) нет; в) другой вариант

10. ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К СМЕШАННЫМ БРАКАМ?

а) ничего плохого в смешанных браках не вижу; б) я отрицательно отношусь к смешанным бракам; в) другой вариант

11. СКОЛЬКО ЛЕТ ВЫ ПРОЖИВАЕТЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ?

а) до 3-х лет; б) 4-6 лет; в) 7-9 лет; г) свыше 10 лет; д) родился на территории РФ

12. СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ БЛАГОМ ПЕРЕЕЗД В МОСКВУ?

а) да, я очень доволен переездом в Москву; б) для меня это был единственный выход; в) нет, не считаю и ищу выхода из сложившейся ситуации; г) другой вариант

13. КТО ВАМ ПОМОГАЛ ОБОСНОВАТЬСЯ В РФ?

а) родственники; б) друзья; в) армянские общества (организации) в РФ; г) Армянская церковь; д) никто не помогал

14. С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ ВЫ ПЕРЕЕХАЛИ В РФ?

а) на заработки; б) на постоянное место жительства; в) другой вариант

15. В КАКОМ СЕКТОРЕ ВЫ РАБОТАЕТЕ?

а) в государственной организации; б) в частном секторе; в) имею свой бизнес; г) временно не работаю

16. КАКОВ ВАШ СРЕДНИЙ ДОХОД В МЕСЯЦ (в у. е.)?

а) до 200; б) 200-500; в) 500-1000; г) 1000-2000; д) более 2000

17. КАКОВ СОВОКУПНЫЙ ДОХОД ВАШЕЙ СЕМЬИ В МЕСЯЦ (в у. е.)?

а) до 400; 6} 400-1000; в) 1000-2000; г) более 2000

18. КАК У ВАС РЕШЕН ЖИЛИЩНЫЙ ВОПРОС?

а) снимаю комнату; б) снимаю квартиру; в) имею государственную квартиру; г) имею приватизированную квартиру; д) живу у друзей, родственников; е) другой вариант

19. КАКОВА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ВАШЕГО РАБОЧЕГО ДНЯ?

а) до 3-х часов; б) 4-8 часов; в) 9 и более часов

20.ОСТАЛИСЬ ЛИ У ВАС РОДСТВЕННИКИ, ДРУЗЬЯ В АРМЕНИИ?

а) да; б) нет; в) другой вариант

21. ХОТЕЛИ БЫ ВЫ ПЕРЕЕЗДА В МОСКВУ КОГО-ЛИБО ИЗ ВАШИХ ДРУЗЕЙ ИЛИ РОДСТВЕННИКОВ?

а) да, в сложившейся ситуации жизнь в России лучше, чем в Армении; б) нет, таких желаний у меня нет; в) другой вариант

22. ВАШ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ?

а) неполное среднее; б) среднее или среднее специальное; в) неполное высшее; г) высшее; д) имею ученую степень; е) другой вариант

23. ЯВЛЯЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ЧЛЕНОМ КАКОЙ-ЛИБО МОСКОВСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ ОБЩЕСТВА?

а) да; б) нет; в) другой вариант

24. ВЕРНЕТЕСЬ ЛИ ВЫ В АРМЕНИЮ НА ПОСТОЯННОЕ МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА В СЛУЧАЕ ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОЦВЕТАНИЯ?

а) да, вернусь обязательно; б) нет, не вернусь ни при каких обстоятельствах; в) другой вариант.

Примечания

(1) Дридзо А. Д. Братство по кораблю // Советская этнография. М., 1977, N 2. С. 110-111

(2) Тихомиров М. Н. Древняя Москва. М., 1947. С. 142-143.

(3) Тихомиров М. Н. Средневековая Россия на международных путях (XIV- XV вв.), М., 1966. С. 106.

(4) Полное Собрание Русских Летописей. Т. XIX. История о Казанском царстве (казанский летописец). СПб, 1903. С. 130.

(5) Epшеев А. Первоначальное знакомство армян с Северо-восточной Русью до воцарения дома Романовых в 1613 году // Кавказский Вестник. СПб, 1901. N 12. С. 5.

(6) Амирханян А. Тайны дома Лазаревых. Фрагменты истории московской армянской общины XIV-XX веков. М., 1982. С. 16.

(7) Армяно-русские отношения в XVII веке. Сборник документов. Т. I. Ереван, 1953. С. 21-33, 42-44.

(8) Агат Ц. П. Россия в судьбах армян и Армении. М., 1994. С. 59-61.

(9) Сборник актов, относящихся к обозрению истории армянского народа. Ч. II, М., 1883. С. 288.

(10) Григорян 3. Т. История вековой дружбы армянского и русского народов. Ереван, 1960.С. 87.

(11) Армяно-русские отношения в XVII в... С. 212.

(12) Сборник актов, относящихся к обозрению... Ч. I. М., 1883. С. 10.

(13) Там же. С. 37.

(14) Там же.

(15) Агаян Ц. П. Россия в судьбах армян и Армении... С. 136.

(16) Базиянц А. П. Лазаревский институт в истории отечественного востоковедения. М., 1973. С. 11-12.

2004 г.

Автор:Степанян Армен Алексеевич, старший преподаватель кафедры социологии Института бизнеса и права (г. Москва)