На днях в российских СМИ прошла информация о том, что, Южная Осетия готовит план по урегулированию конфликта с Грузией, чтобы предложить его официальному Тбилиси. Об этом сообщил "Коммерсант", указав, что лидеры Абхазии и Южной Осетии, которые на днях побывали с визитом в Москве, возможно, выступят с инициативой создания общего государства с Грузией на основе равенства сторон и федерализма по примеру Сербии и Черногории. Эту же информацию подтвердил и госминистр Грузии Г.Хаиндрава в интервью радио "Свобода" 19 марта. Об этом, по словам Хаиндравы, сказал ему президент Южной Осетии Кокойты, которого он встретил в российском МИДе. Модель, о которой говорится, предусматривает равноправные отношения с целью создания свободной конфедерации.
Что означает это сообщение, имеет ли оно под собой реальную почву и как это сочетается с изначальной позицией Южной Осетии - независимость и вхождение в состав России, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" полномочный представитель президента Южной Осетии в РФ Дмитрий Медоев.
"Сразу же подчеркну, ни какой встречи президента Э. Кокойты с Г. Хаиндрава не было. Тем более что Э. Кокойты нигде не высказывался о возможности не то, что создания единого государства, но даже обсуждения этого вопроса. А что касается встречных инициатив, то, думаю и нам есть что предложить грузинской стороне, например, трезво оценить сложившуюся за последние 15 лет на постсоветском пространстве реальную ситуацию, и принять ее такой, какая она есть", - заявил Медоев, - "Что же касается наших предложений, если они, конечно, последуют, то они, на мой взгляд, могли бы, в общем-то, сводиться к одному: руководство Грузии признает право осетинского народа на свободное волеизъявление, выразившееся в создании собственного государства, которое существует уже 15 лет. Грузия станет полноценным государством, будет закрыта позорная страница в истории взаимоотношений двух братских народов. Иначе получается, что все население Грузии уже давно признало безвозвратную потерю Южной Осетии, и только сменяющие друг друга правительства этого образования никак не могут разглядеть и принять сложившуюся реальность".
В то же время грузинская сторона, по словам Саакашвили, готова рассмотреть и опыт Южного Тироля в качестве модели статуса Южной Осетии в составе Грузии. Кроме того, тот же президент сообщил, что сейчас они переводят на осетинский язык предложения, сформулированные им в Страсбурге на заседании ПАСЕ, и будут ждать реакции от осетинской стороны.
"Никто и никогда, никаких предложений не делал ни Южной Осетии, ни ее правительству, ни ее парламенту! Более того, не было никаких обращений и к самому осетинскому народу. Грузинская сторона называет предложениями то, что таковыми на самом деле не являются. Мы не собираемся обсуждать того, чего не существует", - заявил Медоев.