Вчера, 31 марта, "Российская газета" опубликовала доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Владимира Лукина за 2004 год, значительное место в котором отведено нарушениям прав человека на Кавказе.
"Непосредственное влияние на положение дел с правами человека в России и общественный климат в целом по-прежнему оказывает ситуация в Чеченской Республике. Несмотря на стремление властей осуществить постепенный переход от использования чисто военных к политическим методам урегулирования, наладить нормальное функционирование государственных и общественных институтов, обстановка в Чечне остается сложной и напряженной. Общепризнано, что ответственность за грубые и массовые нарушения прав человека лежит на всех основных действующих лицах конфликта. Необходимая и закономерная борьба с терроризмом должна содержать как важный компонент исключение условий, способствующих "взращиванию" все новых и новых террористов", - говорится в начале второй, основной, главы доклада.
"Вопрос о методах урегулирования и будущем статусе Чечни - не предмет доклада Уполномоченного по правам человека, - продолжает российский омбудсмен. - Однако очевидно, что без новых, нетрадиционных взглядов на проблему и пути ее решения, в том числе с использованием мирового опыта урегулирования кризисных ситуаций, нельзя обойтись ни власти, ни российскому обществу в целом. Не следует упрощать нынешнюю ситуацию, сводя ее лишь к дилемме - вести или не вести переговоры с дискредитировавшими себя лидерами сепаратистов. Приоритетами здесь должны стать не только единство и целостность Российской Федерации, но и защита базовых прав и свобод граждан - как находящихся в зоне конфликта, так и страдающих от него за пределами этой зоны. Методы при этом должны быть подчинены данным приоритетам".
"В рамках своего мандата" Владимир Лукин рассматривает "неурегулированность конфликта в Чечне, прежде всего как гуманитарную проблему, имеющую негативные последствия для всей России". По его мнению, "необходимы конкретные и понятные действия власти, направленные на обеспечение безопасности всех граждан России, проживающих в этом субъекте Федерации, и, в частности, на пресечение таких массовых и грубых нарушений прав человека, как несанкционированные аресты, похищения и убийства людей. Только создание и укрепление институтов гражданского общества, всестороннее соблюдение основополагающих прав и свобод человека обеспечат выход из "чеченского капкана".
Отмечая, что "в 2004 году произошел всплеск террористической активности в России", Уполномоченный по правам человека в России пишет: "Чудовищная трагедия Беслана вновь наглядно продемонстрировала необходимость поиска эффективных методов борьбы с "чумой" нового века - терроризмом, несущим угрозу жизни, грубо нарушающим права граждан России. Принципиально важно понять, что террористы ведут войну не с российским государством, а со всем многонациональным народом огромной страны, посягая на его базовые неотъемлемые права. Какими бы словами и мотивами они ни прикрывали свои преступные деяния, им нет и не может быть оправдания. Для борьбы с терроризмом необходимо эффективно объединить усилия общества, властных структур и правоохранительных органов на основе добровольного демократического сотрудничества. Государство должно обеспечить защиту граждан от террора. Однако и граждане, и общество, со своей стороны, должны активно помогать государству в решении этой сверхтрудной задачи, причем делать это свободно и самостоятельно... Такая личная включенность и личная ответственность возможны только в условиях практического развития демократических институтов... Только демократия, реально обеспеченные конституционные права и свободы граждан - важнейшая непременная предпосылка преодоления террористической угрозы".
В разделе доклада, посвященном проблемам этнической и религиозной розни в частности говорится, что налицо "обострение националистических (в том числе антирусских) проявлений со стороны активистов некоторых этносов, ...в том числе на Северном Кавказе".
"Специфической для России" омбудсмен считает "проблему турок-месхетинцев, в частности тех, кто проживает в Краснодарском крае". "К моменту распада СССР, - отмечает Владимир Лукин, - многие из этих лиц на законных основаниях находились на территории Российской Федерации и в силу этого автоматически стали ее гражданами. Однако статуса граждан Российской Федерации они не получили, в основном по причине невнимания федерального центра и противоправных действий местных (краснодарских) властей. В результате многие из них оказались перед необходимостью переселения в США. Грузия, являющаяся исторической родиной турок-месхетинцев, вопреки взятым международным обязательствам (в том числе в качестве условия своего вступления в Совет Европы) пока не может или не хочет обеспечить им возможность возвращения. Однако это обстоятельство не снимает с России ответственности за справедливое и гуманное решение вопроса правового положения турок-месхетинцев. Неспособность или нежелание собственными силами защитить права сравнительно небольшой этнической группы наносит ущерб международному престижу России".
Завершает вторую главу доклада главного государственного правозащитника раздел "Права иностранцев и лиц без гражданства в России", в котором, в частности, уделяется внимание этой категории людей, прибывающих в Россию из Азербайджана. Так в докладе говорится, что "процессы трудовой миграции во многих случаях сопровождаются незаконным трудоустройством иностранцев в России, что сопряжено не только с проблемами для государства, но и с нарушением их собственных трудовых и социальных прав". По мнению Владимира Лукина "массовое переселение и незаконное пребывание" иностранных граждан и лиц без гражданства, "оказывает все большее влияние на внутриполитическую ситуацию в России", создает напряженную криминогенную и социальную обстановку (особенно в приграничных областях), "не отвечает геополитическим интересам Российской Федерации и таким образом несет реальную угрозу ее безопасности". "Все это, создает дополнительные серьезные предпосылки для нарушения прав как российских граждан, так и незаконных мигрантов", - считает В. Лукин. Среди стран, к мигрантам из которых это относится в первую очередь, называется Азербайджан. "Процессы формирования населения в приграничных регионах должны регулироваться не путем ужесточения инструкций и санкций, а посредством создания желающим честно трудиться мигрантам позитивной, прежде всего экономической, мотивации к переселению в те регионы, где в них существует потребность", - делает вывод Уполномоченный по правам человека.