В результате захвата террористами школы N1 в Беслане (Северная Осетия) погибли 330 человек, заявил "Интерфаксу" во Владикавказе заместитель генерального прокурора РФ Николай Шепель.
"При теракте погибли 330 человек: 317 заложников, один житель Беслана, который принимал участие в спасении заложников, а также два работника МЧС и 10 сотрудников спецназа России", - сказал Шепель.
Ранее газета "Версия" сообщала, что только в первый день после трагедии сотрудники городского морга Владикавказа выдали около 650 справок о смерти. А официальные данные о числе жертв теракта, действовавшие до сегодняшнего дня, - 323 погибших во время штурма и 12 скончавшихся позже в больницах.
В захвате школы в Беслане участвовали 2 женщины-террористки, сообщил также во время предварительных слушаний в Верховном суде Северной Осетии Николай Шепель.
По его словам, опознана еще одна террористка из числа уничтоженных боевиков во время освобождения заложников в Беслане.
"Теперь следствию известны имена двух террористок, участвовавших в захвате заложников. Это Роза Нагаева, уроженка села Киров-Юрт Веденского района, и Майрам Табурова, уроженка селения Майр-Туб Шалинского района", - сказал Шепель.
Всего, по его словам, опознаны 20 боевиков, сообщает РИА "Новости".
Любопытно, что имя Розы Нагаевой называется не впервые. Ранее сообщалось, что именно она осуществила теракт у станции метро "Рижская". Затем эта информация была опровергнута. Кроме того, считается, что сестра Розы - Амнат Нагаева взорвала один из самолетов летом 2004 года.
Напомним, что 3 ноября 2004 года в Беслане на встрече с родственниками погибших сам замгенпрокурор Николай Шепель заявлял, что боевиков было 32 и что 27 из них опознаны, хотя сейчас он сообщил всего о 20 опознанных.
Кроме того, СМИ со ссылкой на интервью с одним из бойцов спецназа, участвовавшего в освобождении заложников, сообщали о 49 убитых террористах и троих арестованных.
Напомним, что сегодня Верховный суд Северной Осетии провел предварительное слушание по делу Нурпаши Кулаева - единственного из оставшихся в живых боевиков, захвативших школу в Беслане. Его обвиняют по 8 особо тяжким статьям УК РФ, однако сам он отрицает главные обвинения в свой адрес. Основные слушания по этому делу начнутся 17 мая.
24-летний Нурпаши Кулаев и его старший брат Ханпаши, который был убит 3 сентября в Беслане, до мая 2003 года проживали в селе Старый Энгеной Ножай-Юртовского района Чечни. После 2003 года братья, по данным районного отделения милиции в Ножай-Юрте, уехали жить в Ингушетию. По свидетельству милиционеров, ни умственными способностями, ни силой воли младший Кулаев никогда не отличался. Он занимался доставкой продуктов боевикам, и на своей "Ниве" вывозил из лесов раненых боевиков. Его старший брат Ханпаши до теракта в Беслане успел "прославиться" нападением на комендатуру села Ведено в 2002 году.
3 сентября 2004 года во время вынужденного штурма захваченной школы, который произошел после самопроизвольного взрыва гранаты на "растяжке", основная часть боевиков заняла позиции и начала обстрел заложников и бойцов спецназа. Заложники выпрыгивали в окна или выбирались через дыры в стенах, которые направленными взрывами проломили спецназовцы. В общей суматохе Кулаев бросил на пол свой автомат и выпрыгнул в окно вместе с бегущими детьми. На улице он тут же попал в руки к родственникам захваченных детей, они набросились на него толпой и повалили на землю. Однако, навалившись на боевика скопом, люди сами мешали друг другу расправиться с ним на месте, что в итоге спасло жизнь Кулаеву. Подоспевшие сотрудники ОМОН вытащили его невредимым и закинули в "КамАЗ" внутренних войск, стоявший рядом.
Уголовное дело Нурпаши Кулаева было выделено в отдельное производство и расследовалось Управлением Генеральной прокуратуры РФ на Северном Кавказе. 14 сентября 2004 года, Кулаеву предъявили обвинение по 8 особо тяжким статьям УК РФ, в том числе 209 (бандитизм), 205 (терроризм), 105 (убийство), 30 (покушение на убийство), 206 (захват заложников), 317 (посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов), 222 (незаконное хранение огнестрельного оружия). Также в вину ему вменяется угон транспортного средства ГАЗ-66, на котором боевики подъехали к школе. К рассмотрению в суд переданы 105 томов уголовного дела, в качестве потерпевших проходят 1315 человек, свидетелями обвинения выступают 69 человек, а свидетели защиты отсутствуют. В ходе следственных мероприятий Калоев признал свою вину частично, за исключением участия в убийстве и угоне автомобиля. По признанию следователей, угон автомобиля Кулаев отвергал почему-то с особым рвением и даже впадал в истерику по этому поводу. Он также заявил, что никого не убивал, а лишь стрелял в воздух, когда начался штурм школы.
На этапе предварительного расследования интересы Кулаева представлял адвокат Умарбек Сикоев. По его словам, подсудимый внимательно знакомился с материалами уголовного дела, часто обращался к нему за консультациями и хорошо понимал, что ему в лучшем случае грозит пожизненное заключение. Кулаева часто переводили из одного СИЗО в другой, вел он себя спокойно и на условия не жаловался. Его адвокат передавал подзащитному сок "Моя семья", осетинские пряники и сигареты, а после того как сотрудники Генпрокуратуры разрешили свидания с матерью и отцом, у него появились йогурты, копченая баранина и туалетное мыло. Однако в суде адвокат Умарбек Сикоев отказался представлять интересы Кулаева. "Я не могу этого сделать потому, что я осетин", - заявил он ЮФО.RU. Решено, что защищать Кулаева в суде будет чеченский адвокат.
В дни судебных заседаний по делу Кулаева во Владикавказе будут усиливаться меры безопасности. Сегодня подсудимого доставили в зал суда из СИЗО под усиленным конвоем. Здание Верховного суда, пропускной режим в которое осуществлялся с помощью металлодетекторов, перед заседанием обследовали саперы и специалисты кинологической службы. С утра прилегающая к Верховному суду территория была оцеплена, а движение перекрыто. В мероприятиях по обеспечению правопорядка участвовали более 70 сотрудников МВД, а на случай осложнения обстановки рядом дежурил резерв бойцов ОМОНа.
В ходе предварительных слушаний, которые проходили в закрытом режиме, судом было принято решение начать рассмотрение дела по существу 17 мая. Председательствовать на процессе будет председатель Верховного суда Северной Осетии Тамерлан Агузаров, а возглавлять группу государственного обвинения - заместитель главного прокурора РФ Николай Шепель. Ранее судом решено, что процесс будет открытым.