Вчера, 28 апреля, более 150 человек из Цунтинского и Кизлярского районов Дагестана организовали митинг напротив здания республиканской прокуратуры в Махачкале. Основное требование собравшихся - предоставить им информацию о местонахождении братьев Магомеда и Газимагомеда Гаирбековых, которых обвиняют в одном из покушений на председателя дагестанского отделения пенсионного фонда РФ Амучи Амутинова. Значительную часть митингующих составляют уроженцы села Кванада, откуда родом задержанные.
Напомним, что 3 ноября прошлого года, когда Амутинов возвращался с работы домой, на углу улиц Ярагского и Богатырева сработало взрывное устройство, заложенное в машину "Ока". Председатель дагестанского пенсионного фонда не пострадал.
Как рассказал корреспонденту "Кавказского узла" отец обвиняемых Гаирбек Гаирбеков, братьев задержали 15 марта, сказав, что они похожи на подозреваемых в покушении. "К нам домой приходили следователи. Устроили обыск. Осматривали два дома: в Махачкале и в Кизляре, но ни там, ни там ничего не нашли", - рассказывает Гаирбек Гаирбеков.
Отчаявшись, родственники задержанных написали жалобу генеральному прокурору Устинову, но ответа не получили. Разговор с главным прокурором республики Магомедом Яралиевым также не состоялся, так как его не было на месте.
Адвокат Гаирбековых Рашид Джафаров, присутствующий на митинге, рассказал журналистам, что его подзащитные подвергаются пыткам и избиению. Об этом свидетельствовали фотографии задержанного Магомеда и справка-заключение, подписанная начальником СИЗО-1 А. Казиахмедовым, в котором описаны последствия насилия. "Не выдержав пыток, Магомед украл со стола нож и перерезал себе вены на левой руке", - рассказывает отец задержанных Гаирбек Гаирбеков. Адвокат задержанных Рашид Джафаров добавил, что Магомеду Гаирбекову не оказали медицинской помощи.
Митингующие показали журналистам справку-заключение, в которой было написано, что "в области левого предплечья четыре резаные раны размером 0,2x3 см". "Эти цифры они написали "от себя", потому что они не видели этих ран", - рассказывает адвокат Рашид Джафаров. - "У Магомеда разрезано сухожилие на руке, кусок которого выходит наружу. Из-за этого они не смогли снять с руки повязку, побоялись. Поэтому Магомед рассказал им, как вскрывал себе вены, а те, в свою очередь, записывали с его слов. Но саму рану и ее размеры они даже не видели".
Еще одна причина негодования односельчан Гаирбековых - пропажа старшего брата, Газимагомеда, из СИЗО. По словам адвоката Рашида Джафарова, задержанного вывезли из СИЗО вчера днем, но обратно не доставили. По официальному заявлению его отвезли в ФСБ, но, по словам адвоката Р.Джафарова, Газимагомеда Гаирбекова там нет.
В 14:15 принимавшие участие в митинге женщины стали стучать в ворота прокуратуры и оказали соппротивление пытавшимся их остановить милиционерам. "Штурм" здания прокуратуры продолжался 15 минут. Затем митингующие перекрыли одну из центральных улиц Махачкалы, на которой располагается прокуратура - улица Магомеда Ярагского.
Около 15:30 на место митинга приехали депутат Госдумы Гаджи Махачев, и.о. главы администрации Кизлярского района Сагид Муртузалиев, депутат Народного Собрания Унцукульского района Газимагомед Магомедов. Гаджи Махачев заявил митингующим следующее: "Мы поговорили с первым заместителем прокурора Абдулхаликовым. Стало известно, что была проведена экспертиза, и информация об избиении задержанных подтвердилась. Против избивавших возбуждено уголовное дело, которое передано в военную прокуратуру. Сейчас мы поедем в ФСБ и выясним, где Газимагомед".
Депутат Госдумы попросил освободить дорогу, но митингующие ответили отказом. Однако после обращения депутата Народного Собрания Унцукульского района Газимагомеда Магомедова к собравшимися на их родном аварском языке проезд был открыт.
Митинг протеста был продолжен возле здания ФСБ на улице Дахадаева в Махачкале.
Дагестанским управлением ФСБ в отношении братьев Гаирбековых возбуждено уголовное дело по ст. 277 Уголовного Кодекса (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля). Наказание по этой статье предусматривает лишение свободы сроком от 12 до 20 лет либо смертную казнь или пожизненное лишение свободы. Суд Советского района Махачкалы санкционировал их заключение под стражу 17 марта. Адвокат задержанных Рашид Джафаров направил 11 апреля жалобу на имя прокурора Дагестана Имама Яралиева. В жалобе сообщается, что, со слов Магомеда Гаирбекова, представители следствия в разных формах оказывали на него давление, "чтобы он подписал нужные им бумаги". Адвокат требовал проверить эту информацию и заявлял отвод следственной группе.