23:52 / 13.05.2005Офицеры, виновные в гибели солдата в Ингушетии, приговорены к штрафу

Как сообщил вчера, 12 мая, Фонд "Право матери", занимающийся защитой родителей погибших военнослужащих, вечером 11 мая было оглашено решение Пятигорского гарнизонного военного суда по делу о гибели в в/ч N 2094, в районе с. Торгим Джейрахского района Ингушетии Тимура Игтисамова, 1981 года рождения. Тимур был призван в армию 8 декабря 2002 года, а 8 декабря 2004 года Асгат и Ольга Игтисамовы привезли тело сына в цинковом гробу домой.

"3 декабря 2004 года наш сын был убит российским офицером, капитаном Кохно во время соревнований по рукопашному бою. Капитан Кохно на глазах у всех присутствующих ударом в голову причинил ему черепно-мозговую травму, в результате которой наш сын в военном госпитале города Владикавказ скончался 8 декабря 2004 года", - говорится в письме родителей солдата в Фонд "Право матери".

По факту гибели Тимура Игтисамова было возбуждено уголовное дело по статье 293 ч.2 УК РФ (халатность, повлекшая причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека) в отношении организатора соревнований майора Эдуарда Дикарева, являвшегося в то время ВРИО коменданта пограничной комендатуры "Торгим". Также 26 февраля 2005 года были выделены в отдельное производство материалы в отношении капитана Евгения Кохно, по которым 15 марта 2005 года было возбуждено уголовное дело по статье 109 ч.1 — "причинение смерти по неосторожности".

Интересы родителей погибшего в процессе представляла юрист Фонда "Право матери" Ольга Ивкина. Первые судебные заседания по этому делу прошли 24 и 28 марта 2005 года, затем слушания были отложены на май. 5 мая мать погибшего Ольга Игтисамова и юрист Фонда "Право Матери" приехали в суд. Первым слушалось дело в отношении майора Е. Кохно, повышенного в звании  за время двухмесячного перерыва в судебных заседаниях. Свидетель М.Сова, входивший вместе с бывшим капитаном Кохно в состав судейской коллегии этих соревнований, сказал, что смерть Тимура — случайность, и что Кохно не наносил прямого удара в лицо Тимуру и не хотел его убить. Свидетель А.Сенькин, который выступал на соревнованиях в качестве инструктора, не видел боя Евгения Кохно и Тимура Игтисамова, но тем не менее говорил о том, что в принципе удары ногой не запрещены, и все произошедшее - случайность. Последним в зал был вызван свидетель К. Сидельников, также бывший на трагическом соревновании инструктором. Вопреки данным до него показаниям, он уверенно заявил, что смертельным для Т.Игтисамова оказался прямой удар ногой в лицо, нанесенный капитаном Кохно. "Я, должно быть, ошибся, я стоял не там, где все остальные, и мне могло показаться, что прямой удар был, а его не было", - сказал Сидельников, по словам представителей Фонда "Право матери".

Затем был оглашены результаты следственного эксперимента с участием Дмитрия Орлова, сослуживца Тимура Игтисамова. В суд Дмитрий не приехал. Как сообщили матери погибшего его сослуживцы, в день суда Дмитрия, служащего в части водителем, отправили в командировку. Из его показаний следовало, что Е. Кохно в конце боя притянул Тимура Игтисамова к себе за плечи, после чего нанес ему удар в лицо ногой.

Гособвинитель А.Фомин потребовал для Е. Кохно наказания в виде одного года пребывания в колонии-поселении. Защитник обвиняемого, адвокат В.Байкулов, попросил, чтобы суд назначил Кохно наказание в виде штрафа. Об этом же ходатайствовала воинская часть № 2094: назначить Кохно наказание, которое не препятствовало бы дальнейшему прохождению им военной службы. Матери Тимура Игтисамова стало плохо в зале заседаний, когда она услышала о том, что человек, убивший Тимура, может отделаться штрафом и продолжит службу в армии уже в качестве майора. Заседание несколько раз прерывалось, чтобы Ольга Игтисамова могла прийти в себя.

На следующий день, 6 мая, суд огласил приговор: майор Кохно был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 109 УК РФ. Суд назначил ему наказание в виде штрафа в размере 20 тысяч рублей в пользу государства. 6 мая продолжились слушания по делу в отношении организатора соревнований, майора Эдуарда Дикарева.

Из показаний свидетелей стало ясно, что в организации соревнований были допущены нарушения. Например, участники соревнований были неправильно экипированы: в частности, они были обуты в кроссовки, а не в мягкие борцовки, снижающие вероятность травматизма от нанесенных ударов. Кроме того, на ногах участников отсутствовали специальные средства защиты, препятствующие причинению травм сопернику. Судья во время проведения боя находился не на ринге, а за его пределами. Также выяснилось, что майор Дикарев вообще не имел права допускать Тимура Игтисамова к участию в этих соревнованиях: во-первых, к ним могут быть допущены лишь военнослужащие, проходящие службу в определенных подразделениях (Игтисамов к этой категории не относился), а во-вторых, у участников испытаний должна быть определенная спортивная подготовка, которой у погибшего не было.

В прениях гособвинитель А.Фомин сказал, что вина майора Дикарева доказана, и потребовал назначить ему в качестве наказания 2 года и шесть месяцев лишения свободы. Также гособвинитель поддержал требования Фонда "Право матери" о компенсации морального вреда матери погибшего воинской частью, в которой погиб Т.Игтисамов.

Представитель в/ч № 2094 М. Мамаев сказал, что часть согласна с исковыми требованиями в размере не 500 тысяч, но 60 или 70 тысяч. Защитник попросил назначить Дикареву наказание в виде штрафа. О том же ходатайствовал представитель воинской части.

Фонд "Право матери" отмечает, что вопрос морального вреда обсуждался в суде довольно долго. Судья Александр Москаленко требовал, чтобы мать погибшего объяснила, откуда взялась сумма в 500 тысяч рублей за гибель сына. Ольга Игтисамова плакала, объясняя, что Тимур был ее единственной опорой, что их семья очень бедная и никто, кроме погибшего, не мог ей помочь в содержании второго сына-инвалида с пороком сердца.

В среду, 11 мая, суд огласил приговор майору Дикареву: в качестве наказания ему также был назначен штраф в размере 20 тысяч рублей в пользу государства. Иск о компенсации морального вреда был удовлетворен частично: воинскую часть № 2094 суд обязал выплатить матери погибшего 150 тысяч рублей.

Автор:Вячеслав Ферапошкин, собственный корреспондент <a href="http://www.kavkaz-uzel.ru/">"Кавказского узла"</a>