Администрация столицы Карачаево-Черкесии Черкесска начала выплачивать компенсации жильцам дома, в котором в ночь с 14 на 15 мая проводилась операция по обезвреживанию диверсионно-террористической группы. Мэр Черкесска Михаил Якуш ранее заявил, что сумма ущерба составила 491 тысячу 167 рублей. На выданные деньги люди должны будут сами позаботиться о ремонте и восстановлении имущества.
Однако не все были довольны размерами выплат. Нина Охтова (ей по решению комиссии причитается 75 тысяч рублей) вообще отказалась брать деньги. Свое решение она объяснила тем, что не весь нанесенный ей ущерб был подсчитан. Прибывшим с компенсационными деньгами, Охтова заявила, что сама пригласит экспертов, и будет добиваться реальной компенсации через суд. Как заявила сама хозяйка квартиры, ей отказали компенсировать стоимость одежды, стиральной машины, двух дверей, которые пришли в негодность.
В самом подъезде, где в одной из квартир находились боевики, в той или иной степени пострадали все квартиры. Комиссия администрации республиканской столицы начала подсчет ущерба уже на другой день после операции. Нанесен урон и подъезду. Власти столицы Карачаево-Черкесии обещают отремонтировать его в ближайшее время.
Пока неизвестно, как решится вопрос с квартирой, где находились боевики: она почти вся выгорела, в подъезде и в соседних квартирах стоит сильный запах гари. О хозяйке, некой Турклиевой, известно только то, что она сдавала квартиру, а сама сейчас находится за пределами Карачаево-Черкесии. Сложности с восстановлением ущерба возникли у людей, кто не был прописан в этом доме, а снимал квартиру. У них нет договора об аренде и, по всей видимости, им ничего не будет возмещено, заявили представители администрации города.
Между тем кадий мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья, ректор Исламского института Исмаил-Хаджи Бостанов не считает успешной спецоперацию правоохранительных органов 14 мая в Черкесске. "Есть две пути борьбы с экстремистами. Во-первых, это работа правоохранительных органов. Люди, которые отвечали за то, что случилось в Черкесске, не ордена и медали должны получать, их нужно гнать с работы. Они должны упреждать, а не идти вслед за событиями, - считает кадий. - И второе - идеологическая работа. Нужно людей учить: ввести основы религий - и иудаизма, и христианства, и ислама - в школах, чтобы наши дети знали, где ислам и где "неислам". Про нас, людей, которые работают в исламе, вспоминают только после таких случаев. Имамы, которые должны заниматься этими проблемами, работают без зарплаты, без какой-либо поддержки со стороны властей. А ведь они рискуют жизнью, рассказывая людям об истинном исламе, который противоречит идеям террористов. Нужно готовить грамотных имамов, поставить их на гособеспечение. Власти должны подумать, помочь нам и себе, как можно глубже выкорчевать терроризм".
Тем временем УФСБ по Карачаево-Черкесии сообщило подробности об обнаруженных в квартире, снимаемой террористами 4 самодельных взрывных устройств. Это пояс "шахида" массой порядка 4 кг с поражающими элементами с электродетонатором; самодельная ручная граната (т.к. называемая "хаттабка") без предохранительной чеки, находившаяся в руке убитого террориста; два самодельных взрывных устройства (СВУ), начиненных пластидом массой по 100 г в каждый. Также было обнаружено большое количество разнообразных радиодеталей, монтажных плат, проводов, применяемых для изготовления предохранительно-исполнительных механизмов СВУ, а также различное радиомонтажное оборудование. По предварительному заключению взрывотехников, вышеизложенное дает основание полагать, что в ходе спецоперации была ликвидирована базовая лаборатория по изготовлению СВУ, применяемых террористами в ходе подготовки к совершению диверсионно-террористических актов на территории Северо-Кавказского региона.