Газета "Версия" провела собственное журналистское расследование двух "спецопераций по захвату боевиков" в Дагестане, в ходе которых были убиты двое малолетних детей: 6-летняя Сумая Абдурашидова и 3-летний Керим Таджутдинов.
Как сообщает газета, 14 февраля к Руслану Абдурашидову пришли двое незнакомых мужчин, которых супруга Руслана Абдурашидова пригласила остаться на ночлег.
Ночью Зулпа Абдурашидов проснулась оттого, что услышала звуки армейской рации. По ее словам, в комнату ворвались вооруженные люди в камуфляжной форме. Зулпа помнит, как Руслан просил вооруженных людей не стрелять, т.к. в доме были дети. Однако милиционеры открыли огонь именно по детской. По словам Зулпы, милиция также применила взрывчатку.
Сумая погибла от осколочного ранения в голову. Ее отец Руслан был тогда же арестован и обвинен по статье 316 УК РФ, как объяснили Зулпе, за укрывательство боевиков, которыми оказались заночевавшие в его доме люди.
После многочисленных жалоб в районную, республиканскую и федеральную прокуратуры и лично президенту РФ Владимиру Путину Абдурашидовы получили уведомление: "Ваша жалоба направлена в прокуратуру Хасавюртовского района". Однако к каким выводам пришла райпрокуратура, Абдурашидовы не знали.
Районный прокурор Резван Гаджимагомедов согласился встретиться с журналистом "Версии", сообщил, что по поводу гибели 6-летней девочки проверка уже проведена. Однако, как выяснилось, никакого отдельного расследования из-за убийства ребенка проводить не стали, смерть Сумаи была эпизодом в расследовании уничтожения двух боевиков. Прокуратура пришла к выводу, что девочка убита осколком гранаты Ф-1, брошенной одним из них.
Прокурор присовокупил, что "боевики были особо опасными", и кроме двух ручных гранат при них находился один пистолет ПМ. Однако, по данным "Версии", при осмотре места гибели Сумаи даже 2,5 месяца спустя было понятно, что произошло: место, где стояла кровать Сумаи, находилось прямо против пролома в двух саманных стенах по полметра каждая, которые не могли появиться в результате разрыва гранаты. По мнению издания, оружие, из которого была убита девочка, было более мощное, и такого оружия у преступников не было.
Газета подчеркивает, что никаких оснований предполагать, что милиционеры убили ребенка намеренно, нет - Сумая погибла из-за того, что вместо грамотного задержания милиционеры устроили обыкновенную войсковую зачистку. Прокурор Гаджимагомедов согласился, что квалификация милиционеров недостаточна, однако заявил: "Эти боевики, Салман и Руслан Янгисбиевы, 31 декабря убили лейтенанта милиции Магомедова. Теперь родители погибшего ребенка рыдают, а что они думали, когда пускали их в дом?"
По мнению прокурора Абдурашидов знал, что в тот день в его доме ночевали боевики. "Эти люди не раз останавливались у имама, - утверждает прокурор Гаджимагомедов, - он сам признался, что ему все хорошо было известно".
"У нас есть и другие доказательства: Янгисбиевы убили и ограбили милиционера, и его сотовый телефон продали одному жителю поселка Солнечного. Мы этого жителя нашли, телефон изъяли, но самого его арестовывать было не за что. Он-то и сказал тогда имаму, что телефон, купленный у его друзей Янгисбиевых, оказывается, принадлежал убитому милиционеру", - добавил прокурор. Таким образом, "особо опасные боевики-террористы" превратились в обычных уголовников-грабителей, констатирует "Версия".
5 апреля произошел аналогичный случай в Хасавюрте (Дагестан), сообщает издание. В спецоперации был убит 3-летний Керим Таджутдинова, пуля попала ему в голову, его мать была ранена в ногу.
Впоследствии выяснилось, что местная милиция Дагестана совместно с коллегами из Чечни штурмовала квартиру напротив квартиры Саида Таджутдинова, где, по оперативной информации, находились боевики. На слова "Откройте, милиция!" из этой квартиры стали стрелять через дверь. Милиционеры в ответ открыли стрельбу. Через несколько минут все было кончено, боевики были ликвидированы, вместе с ними был убит и 3-летний Керим.
Факт смерти Керима расследует не районная, а городская прокуратура, но отдельного дела заводить не стали, а рассмотрели его в рамках дела об убитых боевиках. Пока расследование не закончено, городской прокурор говорить о результатах отказался.
Однако адвокат, к которому обратился Саид Таджутдинов, сам в прошлом сотрудник милиции, сказал ему: "Фактически дело закрыто, решили, что твой сын убит пулей, выпущенной бандитами, которая пробила их дверь, твою дверь и попала в Керима. Проверка установила, что милиционеры в сторону твоей квартиры огонь вообще не вели".
На балконе квартиры Саида Таджутдинова можно обнаружить три пулевые пробоины. Эти выстрелы были произведены со двора дома, где находились милиционеры. Боевики во двор не вырвались, они были уничтожены прямо в своей квартире. Саид утверждает, что эти пули были выпущены в него, когда он звал на помощь, сообщает "Версия".
Это не единственные выстрелы, произведенные со двора. Поднимаясь по подъездной лестнице, можно видеть пулевые отметины на стенах подъезда начиная с 3-го этажа. Это значит, что милиционеры вели не просто огонь по окнам квартиры боевиков, а обстреливали весь подъезд. Но Керим был убит в коридоре, куда пули с улицы залететь не могли.
В январе этого года в столице Дагестана Махачкале проходила спецоперация по поимке боевиков, при которой танками были разрушены два дома, где те укрылись, а также частично разрушили еще 20 находящихся поблизости зданий. Хозяевам обещали компенсировать ущерб. Компенсациями ведало республиканское МЧС.
Владелец дома N65 по 3-й Магистральной улице Магомедрасул Ахмедханов рассказал, что ему выписали компенсацию 10 тыс. рублей. Он эти деньги брать не стал, потому что только стекла, которые ему пришлось вставлять, обошлись в 60 тысяч.
Те, у кого жилища были разрушены полностью, получили по 800 тыс. рублей. Это примерно 25 тысяч долларов США. На эти деньги они теперь могут восстановить фундамент и часть первого этажа. Сейчас люди живут в махачкалинской гостинице "Ленинград".
В МЧС Дагестана заявляют, что компенсировали все "по установленным нормативам, в государственных ценах 2000 года".