Правоохранительные органы Чечни продолжают масштабную операцию по борьбе с незаконной добычей, переработкой и транспортировкой нефтепродуктов.
Широкомасштабная операция, под названием "Чеченская нефть" началась еще в первые годы "контртеррористической операции" на территории Чеченской Республики. В ее проведении участвовали (и продолжают участвовать) как сотрудники местных силовых структур, так и подразделения федеральных сил. Однако несколько лет безуспешной борьбы с дельцами подпольного нефтяного "бизнеса", наглядно демонстрируют тот факт, что в этом деле замешаны серьезные силы.
В рамках МВД Чечни существует специальное подразделение, предназначенное для охраны нефтепроводов и борьбы с хищениями нефтепродуктов. В республике его называют "нефтеполком". Его сотрудники получают хорошую заработную плату, но особых успехов в деле пресечения незаконной добычи, переработки и перевозки нефтепродуктов, "нефтеполк" все же не добился.
Общая численность сотрудников полка милиции Управления вневедомственной охраны при МВД ЧР (так официально именуется "нефтеполк"), составляет более 2 тысяч человек. Ежегодно "Грознефтегаз" выделяет на содержание этого подразделения 300 миллионов рублей. Командир "нефтеполка" Адам Делимханов, по утверждениям осведомленных лиц, является близким родственником первого вице-премьера чеченского правительства Рамзана Кадырова.
Местные жители говорят о том, что в хищениях нефтепродуктов участвуют и сами сотрудники "нефтеполка", и других силовых структур. "Ни для кого не секрет, что хищения и перевозку нефтепродуктов "крышуют" сотрудники различных силовых ведомств, начиная от военных комендатур и кончая подразделениями службы безопасности президента Чечни (которыми командует первый вице-премьер правительства Чечни Рамзан Кадыров) и чеченской милиции. Ведь никакие незаконные врезки в нефтепровод, или хищения нефти со скважин, не говоря уже о ее вывозе за пределы республики, невозможно без участия и содействия "силовиков", - считает 47-летний работник объединения "Грознефтегаз" Вахид.
По данным МВД Чечни, только в 2004 году на территории Чеченской Республики сотрудниками правоохранительных органов республики было ликвидировано около 800 подпольных мини-заводов по кустарной переработке нефтепродуктов. Только сотрудниками "нефтеполка" было выявлено более 1,5 тысяч "врезок" в нефтепровод, общая протяженность которого в Чечне составляет 180 километров.
Ежедневно в Чеченской Республике расхищается до 600 тонн сырой нефти. "Ее в основном вывозят в соседние с республикой регионы: Дагестан, Северную Осетию, Ингушетию и Ставропольский край. Спецмероприятия в рамках общей операции "Чеченская нефть" проводились даже в Ростовской, Волгоградской и других областях", - сказал в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" офицер МВД Чечни.
По его словам, борьба с незаконными врезками в нефтепровод и подпольными мини-заводами по кустарной переработке нефтепродуктов ему лично напоминает борьбу с гидрой, у которой вместо одной отрубленной головы вырастало 2 новых. "К примеру, ликвидируем мы одну врезку на нефтепроводе, а на следующую ночь недалеко от прежней находим новую. Преступники стали очень изобретательны. За одну ночь умудряются провести врезку, тщательно ее замаскировать, а затем прокладывают трубы и выводят их за пару сотен метров от места врезки. А кустарные "заводы" по переработке нефти сейчас все чаще устанавливают и маскируют в частных домовладениях, поэтому бороться с ними очень тяжело", - говорит он.
Основными "центрами" по незаконной добыче и переработке нефтепродуктов, по данным правоохранительных органов, являются Грозненский, Надтеречный и ряд других районов республики, по территории которых проходит основная часть нефтепровода и располагается большая часть работающих нефтяных скважин. "Любые усилия, направленные на ликвидацию этого вида "бизнеса" будут бесполезны до тех пор, пока власти не предпримут серьезных мер против российских военных и местных силовиков, которые занимаются "крышеванием" преступных групп, занимающихся хищениями нефти. А для этого придется перетрясти военные комендатуры, практически все местные силовые ведомства, на что власть вряд ли когда пойдет", - считает офицер чеченского МВД.
"Каждая нефтескважина, каждый кустарный мини-завод, каждый "Камаз" перевозящий нефть опекается вооруженными до зубов "силовиками". Весьма часто дело доходит до "разборок" между представителями разных структур со стрельбой и трупами, но ничего не меняется, - рассказывает он. Нефть как воровали, так и воруют, как вывозили за пределы Чечни, так и вывозят. Если машины - нефтевозы могут беспрепятственно проезжать через десятки блокпостов, как в Чечне, так и в Осетии, Ингушетии и Дагестане, это о чем - то да говорит. Значит, в этом деле замешаны очень влиятельные и серьезные лица".