"Убийство Варисова, скорее всего, связано с его профессиональной деятельностью. Однако, сейчас отрабатываются все версии", - заявили корреспонденту "Кавказского узла" в МВД Дагестана. В МВД подчеркнули, что "не исключено, что это дело рук боевиков, которых он резко критиковал в своих выступлениях". "Стрельба велась профессионально, с двух сторон, но водитель лишь ранен, а жена Варисова не пострадала - это говорит о том, что хотели убить именно Варисова, а не всех, кто находился в машине", - подчеркнули в правоохранительных органах Дагестана.
Сегодня же на интернет-сайте сепаратистов Чечни "Кавказ-центр" было опубликовано заявление дагестанского джамаата "Шариат", в котором они берут ответственность за убийство Варисова на себя. В заявлении, в частности, говорится, что Загид Варисов был убит за "борьбу против установления Шариата в Дагестане", а также за резкую критику джамаата "Шариат". В своем заявлении экстремисты упоминают статью Варисова, написанную после убийства Загира Арухова, в которой заявлялось, что джамаат "Шариат" не существуем и их заявления - это "дежурные заявления разного рода виртуальных джамаатов".
Напомним, что 28 июня в 21:15 в столице Дагестана Махачкале был убит директор республиканского Центра стратегических инициатив и политтехнологий (ЦСИПТ) Магомед-Загид Варисов. Варисов с супругой ехал домой на служебной "Волге". В нескольких метрах от его дома по улице Маяковского по автомобилю неизвестными, предположительно с двух сторон, был открыт огонь из автоматического оружия. От множественных огнестрельных ранений Варисов скончался на месте. Его водитель с ранениями был доставлен в больницу. Жена Варисова не пострадала. По факту убийства Махачкалинской прокуратурой возбуждено уголовное дело.
Убийство Варисова произошло через несколько дней после выхода статьи в немецкой газете "Berliner Zeitung". В интервью корреспонденту газеты Варисов заявил, что ситуация в Дагестане выходит из-под контроля местных властей. "Сильное влияние на дестабилизацию ситуации в Дагестане имеет 540-километровая общая граница с Чечней. Чеченские мятежники пересекают ее беспрепятственно. В Махачкале поговаривают о том, что правительство потеряло контроль над этой частью территории", - говорится в статье.
Как рассказала "Газете.ру" Румина Эльмурзаева, журналист крупнейшего дагестанского еженедельника "Новое дела", в котором убитый вел полосу политической аналитики, "в последнем пятничном номере газеты Варисов опубликовал большую статью, посвященную событиям в Бороздиновской, назвав это крупной политической провокацией.
"Он считал, что события в Бороздиновской, а особенно их последствия, накаляющие ситуацию в обоих регионах, одинаково выгодны властям как в Чечне, так и в Дагестане. Его позиция была четкая. Он прямо писал о том, что сейчас большинство политиков занимаются не урегулированием конфликта, а зарабатыванием политических очков на крови убитых, - рассказали в редакции. - Анализ событий, которые еженедельно публиковал Варисов, - пожалуй, самая грамотная политическая аналитика в регионе. Очень часто использовал в материалах отчеты своего центра политических исследований. Он был в курсе всех закулисных политических интриг. К нему журналисты часто обращались за консультациями, и Варисов всегда четко мог объяснить, кому выгоден тот или иной проект".
"Последний год за ним следили. Он писал об этом на страницах нашей газеты, обращался в правоохранительные органы с просьбой выделить ему охрану, но в этом ему отказали, - добавила Эльмурзаева. - Несмотря на то что в последнем материале он дал подробный анализ событий в Бороздиновской, ни одного имени он не назвал. Мы ждали, что, может быть, в следующей статье он скажет что-то более конкретное, назовет имена. Вот как раз сегодня он должен был сдать материал. Он всегда в среду сдает материалы к пятничному номеру".
Отметим, что в Дагестане развернулась настоящая охота на тех, кто определяет информационную политику в республике. Так 27 августа 2003 года в результате теракта погиб министр по национальной политике, информации и внешним связям Дагестана Магомед-Салих Гусаев. 20 мая 2005 года убит его преемник Загир Арухов.
Сразу после убийства Арухова Варисов заявил Агентству национальных новостей: "В связи с повышенной террористической активностью в Дагестане многие наблюдатели все чаще задаются вопросами, кто конкретно заинтересован в расшатывании ситуации - внутренние или внешние силы? Почему террористическая активность совпадает со всякого рода "прогнозами" о возможности большой войны на Кавказе и, прежде всего, в Дагестане? Почему так упорно нынешнее руководство Чечни пытается втянуть Дагестан в войну, заявляя, что на территории Чечни действуют дагестанские террористы? Не заинтересованы ли те, кто делает подобные заявления и нагнетает напряженность в Дагестане, в том, чтобы теракты в республике происходили как можно чаще и чтобы они были как можно громче и резонанснее? Конечно, какое-то количество сочувствующих сепаратистам в Дагестане есть, но их количество и ресурсы вряд ли позволяют придать столь масштабный характер подпольной террористической войне. В Махачкале все чаще говорят об огромных денежных суммах и террористах, поступающих в Дагестан из соседней республики. При этом не упоминаются ни Басаев, ни другие полевые командиры".
Известный политолог, публицист и журналист, кандидат физико-математических наук Магомед-загид Варисов родился в 1951 году в селении Согратль Гунибского района. В 1973 окончил физический факультет Дагестанского государственного университета. После перестройки занялся журналисткой деятельностью. Активно сотрудничал с различными газетами и информационными агентствами, долгое время работал в Народном Собрании РД, а затем - в Министерстве по национальной политике, информации и внешним связям республики, вел политическую рубрику в дагестанском еженедельнике "Новое дело", в последнее время руководил Центром стратегических исследований и политических технологий (ЦСИПТ).