Нынешняя обстановка в Дагестане, связанная с недавней серией взрывов, привлекла интерес большинства россиян (71%), несмотря на то, что в целом ситуация в этой республике не вызывает пристального внимания у граждан страны - 58% опрошенных социологами граждан РФ признались, что не следят за событиями, происходящими в этой республике.
Согласно обнародованным сегодня в Москве результатам опроса Фонда Общественное мнение" (ФОМ), 52% россиян сомневаются, что в ближайшее время удастся стабилизировать ситуацию в Дагестане. Противоположного мнения придерживается только 18% опрошенных.
По данным ФОМ, сообщения о взрывах на улицах Дагестана перестали восприниматься россиянами как нечто чрезвычайное: только каждый третий опрошенный (36%) полагает, что обстановка в республике за последнее время стала более напряженной.
Среди тех, кто более внимательно следит за ситуацией, этот показатель заметно выше - 58%, но и здесь значительная доля опрошенных (27%) полагают, что ситуация в республике за последнее время не изменилась.
На вопрос социологов, кто стоит за серией взрывов в Дагестане, многие респонденты отвечали достаточно обще: "террористы"; "боевики"; "группировки террористов" (15%). Примерно каждый десятый опрошенный (11%) полагает, что корни недавних преступлений определенно следует искать в соседней Чечне. 5% участников опроса считают, что организаторы взрывов находятся за пределами России, а 3% называют в этой связи представителей религиозных мусульманских организаций.
Распространена и точка зрения, что корни проблемы лежат в самом Дагестане, что природа взрывов - политическая борьба в республике или криминальные разборки. В общей сложности об этом говорят около 10% респондентов, сообщает "Интерфакс".
На открытый вопрос о целях организаторов терактов в Дагестане 18% респондентов указали на стремление запугать население, а также дестабилизировать обстановку в республике. 12% опрошенных полагают, что взрывы были организованы в ходе борьбы за власть в Дагестане. Еще 5% участников опроса полагают, что организаторы терактов руководствовались сугубо материальными интересами.
Опрос проводился в середине июля в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России с участием 1500 респондентов.
В свою очередь, французская Le Monde пишет, что спустя семь месяцев после того, как российский президент объявил во время своего визита в Германию, что "в Чечне уже больше трех лет нет войны", Северный Кавказ вновь охвачен огнем.
В Чечне продолжают гибнуть люди, появляются все новые жертвы как среди военнослужащих федеральных сил (с начала конфликта в 1999 году, по данным Комитета солдатских матерей, были убиты 25 тысяч солдат), так и среди гражданского населения. Военные операции в среднем стоят жизни двум российским солдатам в день. Центральные СМИ в Москве замалчивают масштаб этих непрекращающихся военных столкновений.
Газета пишет и о практике похищения гражданских лиц в ходе обысков и облав, которые проводят "вспомогательные чеченские подразделения". Эти местные части насчитывают, по некоторым оценкам, от 5 тысяч до 10 тысяч человек. Они были созданы в соответствии с пожеланием господина Путина о "чеченизации", чтобы сделать менее заметным присутствие 100-тысячных федеральных сил.
Объединенные в группы "Восток", "Запад" или СБ (служба безопасности), эти вооруженные чеченские банды, экипированные и финансируемые Москвой, действуют под прикрытием какой-либо центральной российской структуры: ГРУ, ФСБ или Генерального штаба, сообщает газета.
Ситуация на Северном Кавказе в целом может ускользнуть из-под контроля центральных властей. Особую обеспокоенность у российских властей вызывает дестабилизация обстановки в Республике Дагестан.
Очередным ее проявлением был вооруженный рейд группы "Запад" в станицу Бороздиновская, откуда часть жителей бежала в Дагестан. Специальный представитель Кремля в регионе Дмитрий Козак прибыл на место, как всякий раз, когда инцидент, произошедший у границ с Чечней, угрожает перерасти в настоящий конфликт. О Козаке уже говорят как о "пожарном при каждом новом кризисе".
Кремль недавно направил в Дагестан подкрепление силам министерства внутренних дел. Но аресты и пытки, практикуемые милицией и ФСБ, способствуют радикализации настроений молодежи, которая обращается в сторону исламского фундаментализма.
Дагестан с 2,1 млн жителей, которыми с 1994 года руководит 75-летний Магомедали Магомедов, превратился в пороховой погреб, где противостоят друг другу мафия, мусульманские экстремистские группировки, местные части ФСБ. В этой республике за последние шесть месяцев произошло не менее 80 вооруженных нападений, терактов со взрывами и убийств, направленных в основном против представителей правоохранительных сил, пишет Le Monde .
Владимир Путин совершил сюда 14 июля короткий и секретный визит. Отменив после захвата заложников в Беслане прямые выборы губернаторов, Кремль вряд ли сумеет воспользоваться новой избирательной стратегией, чтобы заменить стареющего и дискредитированного дагестанского руководителя, сообщило NEWSru.com.