На этой неделе исполнится год после захвата заложников и жестокого убийства детей и родителей в школе Беслана. Скорбь по поводу этой печальной годовщины - особого рода, ведь подобные события могут повториться вновь. Политическая обстановка на российском Северном Кавказе отличается опасной нестабильностью, но мало кто за пределами региона обращает на это внимание.
Беслан стал самым ужасным примером того, что конфликт распространился далеко за пределы Чечни. Акты насилия внутри местной общины, жестокие убийства, взрывы и вооруженные столкновения стали нормой в таких местах, как Дагестан и Ингушетия. Местные политики коррумпированы, некомпетентны и мало заинтересованы в улучшении жизни простых людей. Многие региональные лидеры своим правлением привели территории к истощению.
Некоторые представители российского правительства утверждают, что ситуация "нормализуется" (администрация Путина планирует в ноябре этого года провести в Чечне парламентские выборы). Но недавний доклад полномочного представителя президента в Южном федеральном округе, утечка которого произошла в прессу, подтверждает, что в регионе возникла очень опасная ситуация.
В отличие от других конфликтов, в связи с которыми на прекращение насилия в регионе направляются усилия политиков и выделяются миллионы долларов финансовых средств, в Чечне и на Северном Кавказе такого не происходит. Международное сообщество до сегодняшнего дня так и не продемонстрировало адекватной реакции на события в этом регионе. Почему? Здесь дается множество объяснений, и одно из главных - нежелание администрации Путина, чтобы в разрешении конфликта участвовало международное сообщество. Но, кроме того, еще трудно определить, что может помочь в решении этой проблемы.
Три месяца назад Центр стратегических и международных исследований совместно с исследовательской организацией Brookings Institution собрали в Берлине сотрудников крупных международных организаций, представителей правительств нескольких европейских стран, а также молодых активистов правозащитного движения из России с целью обсудить эту проблему. Многие участники говорили о том, что самые большие усилия нужно сосредоточить на молодом поколении. Молодые люди на Северном Кавказе не знают ни о чем, кроме войны, и это часто толкает их на путь экстремизма. Международное сообщество должно создать возможности для молодых людей с Северного Кавказа, чтобы они жили так же, как их сверстники из России и других стран. Нужно выделить финансы на создание молодежных организаций, которые будут заниматься решением общих проблем, начать политический диалог по поводу будущего и заняться проблемой восстановления мира и согласия. Нужно выделять стипендии студентам с Северного Кавказа для обучения за границей и оказывать помощь университетам и школам.
Кроме того, необходимо улучшить мониторинг ситуации в регионе. В течение многих лет местные организации фиксируют десятки тысяч случаев арестов, убийств, исчезновений людей и применения пыток в Чечне. Но даже эти шокирующие детали не заставили международное сообщество (за некоторыми исключениями) обратить на себя внимание. По мере того как проявления жестокости в Чечне распространяются все шире, местным организациям нужна помощь в поиске новых способов передачи этой информации международному сообществу.
Также необходимо обратить внимание на те угрозы безопасности, которые несут за собой злоупотребления в Чечне и на Северном Кавказе. События в этом регионе часто изображаются как второстепенные для развития России, хотя на самом деле нарушения прав человека и безнаказанность чреваты серьезными последствиями для безопасности. Есть печальная связь между злоупотреблениями, совершенными по отношению к местному населению, нежеланием местных и федеральных властей реагировать на это и ростом поддержки повстанцев и террористов у местного населения. И это характерно не только для данного региона.
Международные доноры должны координировать свою деятельность на Северном Кавказе. В то же время доноры должны узнать, какой тип помощи, имея в виду гуманитарные цели и развитие региона, окажется наиболее эффективным. Для получения ответа на этот вопрос стоит, в частности, обратиться к экспертам из неправительственных организаций. Нужно создать международную рабочую группу по Северному Кавказу. Для разрешения конфликта стоит использовать уроки иных региональных конфликтов. Многие доноры, которые финансируют ту или иную деятельность в России, не сделали сферой своего финансирования разрешение конфликтов. Это нужно менять.
Мы обязаны включиться в решение проблем Северного Кавказа. В годовщину событий в Беслане и в знак памяти о десятках тысяч российских мирных граждан и военных, которые погибли или пострадали от войны в Чечне, международное сообщество должно направить своих лидеров и ресурсы на то, чтобы убедить Россию принять помощь для разрешения кризиса на Северном Кавказе.
Это необходимо сделать до того, как еще один Беслан превратит Северный Кавказ в регион, охваченный огнем.
Сара Мендельсон и Фиона Хилл
Автор статьи Сара Мендельсон - сотрудник Центра стратегических и международных исследований, Фиона Хилл - представитель вашингтонской исследовательской организации Brookings Institution.
Опубликовано 29 августа 2005 года