Эдуард Кокойты
Президент Южной Осетии считает, что главным уроком трагедии в Беслане является необходимость в консолидации всего осетинского общества.
Накануне, 2 сентября, президент Южной Осетии Эдуард Кокойты дал пресс-конференцию для южноосетинских СМИ, где среди других вопросов прозвучали вопросы и о теракте в Беслане. Журналистов интересовали вопросы, касающиеся причин и последствий бесланской трагедии.
На вопрос корреспондента "Кавказского узла" о неясностях, которые остаются через год после теракта, президент Южной Осетии ответил: "Я вижу, как многие пытаются сделать из этой трагедии грязную политику. Это низко и подло по отношению к памяти жертв теракта. Я не понимаю сегодня тех, кто пытается переложить ответственность на солдат и спецназовцев, которые ринулись в горящую школу. Если бы я не видел своими глазами все, что происходило в Беслане с первых часов захвата, я бы не имел морального права говорить о том, чего я не знаю. Я могу засвидетельствовать, что спецоперация по штурму школы не планировалась, и со стороны федеральных сил в наших детей не стреляли из шмелей и танков. Танки начали стрелять лишь в половине 12 ночи", - сказал Эдуард Кокойты.
Говоря о причинах трагедии, Эдуард Кокойты сказал, что "задача и цель террористов - подорвать стабильность на Кавказе. Они прекрасно знали слабые звенья российского государства на Кавказе, учитывали историю осетино-ингушских отношений и попытались взорвать ситуацию. Эти силы пытаются бить по единой Осетии, потому что знают, что мы считаем Россию своим союзником. Но они должны знать и то, что Осетия никогда не предает своих союзников. Я горжусь тем, что мой народ после трагедии в Беслане проявил благоразумие и ответственность, которую народ Осетии несет перед другими народами Кавказа, и не пошел на поводу у своего гнева".
"Что касается последствий этой трагедии, нужно, чтобы народ знал правду. Люди, бездействие которых усугубило трагедию в бесланской школе, должны быть наказаны. Была очень неорганизованная и неподготовленная эвакуация детей. Кто виноват в том, что террористы оказались возле бесланской школы? Почему мы не говорим об обычных постовых, которые стоят на наших дорогах? Ведь машина проходила через посты. Можно представить себе ситуацию, зная нашу реальность, чтобы также беспрепятственно через посты проехала машина с бензином и соляркой, которые делают в Чечне и Ингушетии? Эта машина не проехала бы. А почему к нам проезжают машины с террористами? Мы все вместе виноваты. Мы - малочисленный народ и должны ценить друг друга. В начале 90-х у нас была 5 школа в Южной Осетии, двор которой превратился в кладбище. Многие на Севере тогда не задумывались об этом, думая, что это где-то далеко, за хребтом, и вот у нас появилась бесланская школа. Мы должны не на словах, а на практике начать защищать наши общенациональные интересы, чтобы в Осетии больше не появлялись такие школы. Бесланская трагедия и события 90-х в Южной Осетии должны нас сплачивать, укреплять наше национальное единство. В память о жертвах, которые понесла Осетия, мы обязаны консолидировать все наши силы, для того, чтобы осуществить вековую мечту нашего народа. Я думаю, это будет лучшей памятью о тех, кто пал, защищая свою Родину, и стал жертвой террора", - подчеркнул Эдуард Кокойты.
Между тем, чтобы принять участие в поминальном молебне за упокой жертв теракта в Беслане на площади у главного православного храма Южной Осетии сегодня в 12 часов собрались около 500 человек. "С третьего сентября прошлого мы на каждой воскресной литургии произносим молитву за невинно убиенных в бесланской школе. Многие прихожане постоянно молятся за упокой наших братьев и сестер, погибших от рук террористов", - рассказали корреспонденту "Кавказского узла" служители храма.
В дни годовщины трагедии в Беслане каменная ограда вокруг храма стала Стеной скорби и надежды, куда жители Южной Осетии приносили воду, мягкие игрушки и рисунки, сделанные учениками южноосетинских школ и детских садов с сентября прошлого года. Как сказала корреспонденту "Кавказского узла" советник президента Южной Осетии Жанна Зассеева, рисунки и игрушки сегодня будут отправлены в Беслан. В траурных мероприятиях, которые проходят сегодня в Северной Осетии, принимают участие представители руководства и интеллигенции Южной Осетии.