Все выходные дни родители и близкие погибших, раненых и бывших в заложниках в Беслане ждали от Президента России выступления со словами покаяния и признания собственной вины в трагедии Беслана, сообщает корреспондент "Кавказского узла". Как напоминает "Эхо Москвы", президент сам пообещал выступить со своего рода покаянием, об этом рассказали члены делегации, летавшие в Москву. Но выступления президента не было. Точнее, президент говорил о Беслане, но в другом ключе, сообщает Newsru. "К сожалению, наша страна наряду со многими другими государствами не всегда оказывается способной эффективно их отражать и работать на опережение, на предотвращение терактов, - отметил глава государства на заседании совбеза. - Должен сказать, каждый из нас и как гражданин, и в силу своего должностного положения несет ответственность за все, что происходит в этой сфере". На заседании Путин потребовал провести новую проверку по факту захвата школы номер 1 и наказания должностных лиц, допустивших возможность совершения теракта и спонтанного штурма школы, во время которого погибло более трехсот детей и взрослых. Председатель комитета "Матери Беслана" Сусанна Дудиева также ждала слов президента.
"В конце встречи с президентом России, когда мы уже уходили, и стояли рядом, я сказала ему: "Владимир Владимирович, завтра третье сентября, это самый черный день, самый страшный ужасный день в истории России. Подумайте, пожалуйста, завтра Вы должны найти такие слова в своем сердце, слова, которые ждет каждый родитель, каждый отец, мать в Беслане, каждый, у кого дети погибли в терактах. Слов этих ждет вся Россия, слов покаяния. Вы должны найти такие слова, которые вернут людям веру в то, что они защищены, что кто-то несет за них всю ответственность, - рассказала Сусанна Дудиева корреспонденту "Кавказского узла". - Президент ответил, что он знает эти слова, они у него есть. Но есть и силы, сказал также Путин, которые могут обернуть эти слова против него и против самого народа России, и которые будут мешать всему позитивному, что он хочет сделать. Я ему ответила, что если Вы найдете такие слова и если будут действия, направленные на то, что бы народу, всем нам стало жить лучше и безопаснее, если будут действия, которые вернут нам веру в то, что за нас несет кто-то ответственность, и Вам кто-то будет мешать, то мы будем вместе бороться с этими силами".
"Мы очень ждали эти слова, ждал весь народ. Но меня лично не могут утешить никакие слова. Нет таких слов ни у президента, ни у моих близких, ни у кого, что бы могли меня утешить. Конечно, слова нужны, но мне лично больше нужны действия, действия которые убедят меня в том, что президент будет делать так, что бы виновные были выявлены и наказаны, будет действовать так, что вернет веру народу в то, что есть президент, который несет ответственность за каждого гражданина России, для меня будет достаточно этих действий, -продолжает Сусанна Дудиева. - И я пока не могу сказать, что он ничего не сделал. Был собран Совет безопасности, было отдано распоряжение назначить следственную комиссию. Я считаю, что это уже начало действий. Посмотрим, как будет дальше".
Дудиева также вспоминает, как проходила встреча жителей Беслана с Владимиром Путиным. "В начале встречи это был президент, жесткий, суровый, на плечах которого лежит ответственность, лежит тяжкий груз. И он признал, что несет ответственность за все, что происходит в стране, - говорит председатель комитета "Матери Беслана". - Вначале это был кремень, но потом маска нашими общими усилиями уступила место лицу человека. Это уже был уже человек, отец, который сопереживал, на лице которого было видно страдание, и когда Рита Сидакова показала ему фотографию ее сожженной девочки - Аллочки - было видно, что это затронуло его до глубины души, это уже была не маска. И дальше разговор был уже с человеком, и я думаю, что нам удалось большую часть разговора построить так, что это был человек, которому близка боль других людей. И он сказал, что "я разберусь и виновные будут наказаны"".
По словам Дудиевой, Владимира Путина вводили в заблуждение его подчиненные и о числе заложников, и о применении тяжелой бронетехники. "Президент сказал, что ему первые два дня докладывали, что в здании школы 300-350 заложников. На что мы сказали, что: "Вы согласны, что это дезинформация?", он сказал: "Да". Мы спросили: "Вы согласны, что кто-то должен нести ответственность за дезинформацию президента и всего мира?", он ответил: "Да, я разберусь". Мы сказали, что ждем наказания тех, кто должен нести ответственность за информирования и президента, и общества, - вспоминает Сусанна Дудиева. - И очень многие вопросы, по которым было явное расхождение, сокрытие и искажение фактов, он записывал и пообещал затребовать информацию и разобраться".
"В справке у Путина было написано, в частности, что огнеметы и танки применялись только после того, как в школе уже не было заложников, в справке были перечислены фамилии свидетелей. А мы сказали, что остались в живых около тысячи заложников, которые могут дать свидетельские показания, тысячи очевидцев, которые находились вокруг и тоже дают показания, приходят в суд и свидетельствуют о том, что они видели, что видели, как и когда стреляли танки, огнеметы и гранатометы. Для президента это было новостью, было видно, как удивлен, по лицу его было видно возмущение, - говорит Дудиева. - Также в справке было написано, что почти все террористы были наркоманами, принимали тяжелые наркотики. Но масса свидетелей могут подтвердить, что они не кололись. Есть врач Лариса Мамитова, тоже заложница, которая рылась в их сумках, что бы найти лекарства, которая также говорит, что ничего похожего на наркотики она не видела, никто из них не просил сделать укол. Она все три дня бегала между ними, выполняла их задания и она говорит, что не видела никого, кто бы употреблял наркотики. Есть показания, что танки стреляли, когда еще заложники были в столовой, и огнеметы стреляли. Есть свидетельские показания, что они стреляли еще днем 3 сентября по спортзалу, ведь ни один класс не сгорел, сгорел только спортзал. Спортзал горел, и в зале тогда еще находились заложники, пусть убитые, пусть раненые, но они не должны были быть сожжены!".
Напомним, что заместитель генерального прокурора России Николай Шепель сообщил на пресс-конференции 3 сентября, что следствие по делу о теракте в Беслане в качестве основной рассматривает версию взрыва, связанную с человеческим фактором, передает "Интерфакс". Отвечая на вопрос, что именно послужило причиной взрыва, приведшего к многочисленным жертвам среди заложников, Шепель сказал: "Уже установлено, что многие из них находились в состоянии наркотического опьянения и, возможно, это обстоятельство привело к тому, что бандит, который контролировал кнопку для приведения в действие взрывного устройства, вольно или невольно взорвал бомбу".
Николай Шепель также настаивает, что при освобождении заложников в Беслане в 2004 году тяжелое вооружение применялось только там, где находились террористы.
Генпрокуратура России также отвергает версию о том, что террористы могли заранее оборудовать тайник с оружием в школе в Беслане.