«Основная причина нападения — продолжающийся затяжной региональный геополитический конфликт. Он иногда принимает более острые формы, иногда протекает более скрыто. Здесь же очевидно можно провести аналогии с нападением на Ингушетию летом прошлого года, - заявил сегодня корреспонденту «Кавказского узла» профессор Ставропольского государственного университета, известный конфликтолог Виктор Авксентьев. — В мире есть многочисленные регионы аналогичные нашему Северному Кавказу и там события развиваются почти по одной схеме с российскими событиями. Это Ближний Восток, пограничье Индии и Пакистана, Северная Ирландия — там тоже периоды затишья взрываются периодами эскалации насилия и терроризма».
Авксентьев считает, что боевики сознательно идут на «громкие» теракты и нападения, что бы привлечь к себе внимание в условиях стабилизации ситуации на Северном Кавказе. «С начала 2000 года в прилегающих к Чечне регионах обстановка стала гораздо спокойней, обстановка все-таки стабилизировалась, - говорит конфликтолог. - И серия терактов, которая началась весной 2004 года, взрывных терактов, громких она свидетельствует о том, что нужны были экстраординарные действия для того, чтобы взорвать обстановку. Ее нельзя было дестабилизировать какими-то не столь вызывающими методами».
«В Назрани, Беслане, Нальчике мы видим реализацию стратегии террористической деятельности и околовоенной активности на как можно большую территорию Северного Кавказа. Цель — дестабилизация обстановки по всему региону после ее относительной стабилизации», - подчеркивает Авксентьев.
Доктор философии не склонен увязывать недавнюю драку местных студентов и приехавших из Чечни в Нальчик на учебу и сегодняшнее нападение боевиков «в звенья одной цепи» . Однако, «и то и это событие — это проявление общей неблагополучной ситуации в регионе, но прямой причинно — следственной я пока здесь не вижу», - считает Авксентьев. По мнению профессора Ставропольского университета Виктора Авксентьева, «террор во всем мире становится одним из основных инструментов в современной политической борьбе в мире, и это беда не обойдет стороной и Россию. И здесь нельзя ждать обнадеживающих результатов! Вопрос состоит в том, что бы работать на предотвращение подобных трагедий».