17:00 / 18.10.2005Сотрудники МВД не верят, что приказ расстреливать в Чечне лиц в масках будет исполняться

Сегодня, 18 октября, министр внутренних дел Чеченской Республики Руслан Алханов отчитался за работу своего ведомства. Так, по словам министра, раскрываемость преступлений террористической направленности в Чечне, с начала года раскрыто 65 терактов, совершенных на территории республики. Общая раскрываемость преступлений в текущем году увеличилась на 8% и составила 77%. "Раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений в среднем по республике увеличилась на 11,5% и составила 62%", - подчеркнул Алханов. Он также сказал, что найден числившийся в федеральном и республиканском розыске 431 человек, установлено местонахождение 180 человек, ранее числившихся без вести пропавшими.

В тоже время, в республике с начала года при исполнении служебных обязанностей погибли 104 сотрудника органов внутренних дел Чеченской республики и ранены 230 милиционеров.

В свою очередь "Эхо Москвы", ссылаясь на Алханова, сообщает, что отныне "чеченской милиции приказано стрелять на поражение каждого, кто появится в республике в маске". "Я отдал приказ расстреливать тех, кто пытается спрятать свое лицо под маской. Тот, кто боится показать лицо людям, тот - бандит", - заявил Алханов по завершении коллегии МВД Чечни.

"На моей памяти таких приказов было штук пять или шесть. И не какой-то там министр в республике, а наш министр такой приказ отдавал, командующий группировкой отдавал, но как ходили на спецоперации в масках, так и будут ходить, - заявил корреспонденту "Кавказского узла" офицер Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом (Департамент "Т") МВД России. - Никто не хочет светить свое лицо в Чечне. Мы даже выезжаем иногда туда с документами прикрытия, в камеры стараемся журналистам не попадать даже в масках, не говоря уже с чистым лицом. Разведка у боевиков работает, как часы и нашим близким они реально могут угрожать. Если наши сотрудники, как всегда в масках, поедут на операцию, а местная милиция начнет по ним стрелять, то кто будет нести ответственность?".

Советник президента РФ, Герой России генерал-полковник Геннадий Трошев считает, что при проведении спецопераций в Чечне спецподразделения должны действовать без масок. "Любое спецподразделение - ФСБ, МВД, Внутренних войск или армейское - при проведении спецопераций на территории Чечни должно действовать, как говорится, с открытым забралом, без масок", - сказал Трошев. Более того, подчеркнул генерал, если на территории Чечни проводится какая-либо спецоперация федеральных сил, об этом должны знать президент, глава МВД республики, а также военный комендант района, где такая операция проводится. По словам генерала, "тем, кто действует в интересах правопорядка и в соответствии с законодательством, нет нужды скрывать лица". "И так должно быть не только в Чечне, но и в Кабардино-Балкарии, других регионах Северного Кавказа, где, маскируясь под сотрудников правоохранительных органов, камуфлированную форму одежды и маски давно используют преступники", - подчеркнул генерал. Трошев возглавлял Объединенную группировку войск на Северном Кавказе, в 2000-2003 годах командовал войсками Северо-Кавказского военного округа.

Однако высокопоставленный источник "Интерфакса" в МВД России считает, что приказ министра внутренних дел Чечни Руслана Алханова, "является юридически не проработанным". "Данное волевое решение предварительно следовало бы просчитать юридически, а также подумать о его последствиях", - заявил он. Собеседник агентства сообщил, что "маска является элементом боевой формы одежды подразделений специального назначения и входит в их штатный комплекс обмундирования".

В свою очередь начальник пресс-службы Внутренних войск МВД РФ полковник Василий Панченков сказал, что "есть категория сотрудников правоохранительных органов, которые в силу специфики выполняемых задач не должны показывать свои лица каждому встречному". "Кстати, их права в этой области защищены российским законодательством, в частности федеральными законами "О внутренних войсках МВД РФ" и "О милиции", - сказал Панченков. "Запрет на ношение масок может повредить сотрудникам, которые выполняют задачи по борьбе с преступностью на самых ответственных участках", - сказал Панченков. Он сообщил, что "маски часто используются и в чисто утилитарном смысле: зимой и в горах, чтобы уберечь лицо от обморожения, при передвижении "на броне", чтобы защитить лицо от грязи и пыли, других случаях".

"Когда я слышу эти слова - возникает эффект дежа-вю - разговоры были в августе прошлого года после налета на Грозный, который в свою очередь привел к Ингушетии. Боевики в масках выставляли свои блок-посты и уничтожали тех, кто предъявлял документы сотрудников силовых структур. Тогда говорили, что надо бороться с масками, - заявил корреспонденту "Кавказского узла" член правления ПЦ "Мемориал" Александр Черкасов. - Но проблема за год так и не решилась и не только в Чечне, но и в соседних республиках силовики действуют в масках. Все знают, что людей похищают силовики в масках, но проблема не решается, значит - все довольны". Черкасов также рассказал, что еще в середине девяностых годов был приказ министра внутренних дел России, в котором говорилось, что "если сотрудник милиции действует в маске, то у него должен быть специальный жетон с номером, по которому можно определить конкретного человека, совершившего преступление". "Таких жетонов в большинстве регионов России нет до сих пор", - подчеркнул он.

Автор:Кавказский Узел