18:23 / 19.10.2005Северный Кавказ является регионом с развитой русофобией, считают правозащитники

Московское бюро по правам человека (МБПЧ) провело сегодня в Независимом пресс-центре в Москве презентацию доклада "О русофобии явной и мнимой". Значительная часть доклада посвящена русофобии в республиках Северного Кавказа. В презентации приняли участие директор Бюро Александр Брод; политолог, председатель клуба "Московская трибуна" Владимир Илюшенко; и эксперт МБПЧ, автор доклада Семен Чарный.

Как сообщили журналистам Александр Брод и Семен Чарный, доклад обобщает полученные в ходе общероссийского мониторинга данные о дискриминации русских по национальному признаку, об активности радикальных организаций антирусской направленности, соответствующих статьях в СМИ, фактах осквернения православных храмов и т. п. Отдельный раздел этого доклада посвящен радикальным публикациям, где авторы запугивают читателей "всевозможными враждебными заговорами против России, формируя негативный образ страны и русских как слабых и безвольных людей".

"Наиболее заметным проявлением антирусского национализма стала  дискриминация при кадровых назначениях в национальных республиках в составе России. Практически везде в этих регионах верхний слой назначенцев составляют исключительно представители титульной нации... В Адыгее не титульное население составляет почти 80%, а представители титульной нации занимают практически все руководящие посты", - говорится в докладе "О русофобии явной и мнимой".

В исследовании отмечается, что поскольку собственность в национальных республиках обычно делилась по клановому принципу, то "русский" бизнес, обычно не входивший ни в какие кланы, оказывался в невыгодной ситуации. Такая же проблема складывалась при поступлении в университеты. Кроме того, после прекращения функционирования ряда предприятий, их сотрудники  (как правило, из числа русскоязычного населения) оставались без работы. В основном региональные национальные элиты в 1990-е использовали националистическую риторику для получения тех или иных преференций от федерального центра.

Практически в каждой национальной республике, согласно докладу Чарного, существует группа интеллектуалов, чье творчество пронизано нелюбовью к "имперской России", содержит обвинения в адрес российских властей в продолжающемся до настоящего момента геноциде/ущемлении прав данного народа. При этом обвинения часто переносятся с российских/советских властей на весь русский народ, изображаемый в черных красках. В ряде национальных республик фактически произошла "коренизация" школы с вытеснением русского языка и преподаванием на языке титульной нации.

"Если говорить о "низовой" русофобии, то в основном речь идет об активистах националистических организаций... В 1990-е годы, по данным социологических опросов, проводившихся Институтом этнологии и антропологии РАН, идеи о суверенитете с правом выхода из состава Российской Федерации разделяли от 27 до 38 % представителей титульных этносов. В наибольшей мере эту идею поддерживали татары и осетины, в меньшей - тувинцы и саха. При этом сторонников полной независимости в Татарстане было не более 20%. Среди саха, тувинцев их было не более 10-13 %, а среди осетин - ещё меньше", - отмечается в аналитическом труде эксперта МБПЧ.

"Регионом с наиболее развитой "низовой" русофобией, - продолжает автор доклада, - является Северный Кавказ и, прежде всего, Чечня. В 1991-1993 гг. произошло массированное "выдавливание" русскоязычного населения из Чечни, сопровождавшееся актами насилия. Во многом отрицательную роль сыграла слабость тогдашней чеченской власти и общая незащищенность русскоязычного населения. Отток русскоязычного населения происходил и из других республик, но он в основном был вызван экономическими причинами и страхом перед возможной нестабильностью. Многие представители национальной молодежи, равнодушные к религии и отделению от России, искренне считают русских "пришельцами", которые должны всегда уступать дорогу "коренным нациям" или "убираться в свою Россию". Подобные настроения "мигрировали" вместе с их обладателями, став одной из причин погрома, учиненного дагестанцами в Приаргунске (Читинская область), когда в сентябре 2004 г. более 20 человек ворвались в местную школу и избили нескольких учеников".
 
"Первая и вторая войны в Чечне (1994-1996 гг. и с 1999 г. по настоящее время) сопровождались массовыми правонарушениями со стороны армии и органов внутренних дел. Это привело к вспышке русофобии среди чеченцев. Ситуацию усугубило проникновение в Чечню радикального исламизма, известного под обиходным названием "ваххабизм". Выходцы из Чечни, принадлежащие к этой группе, становились инициаторами столкновений на межнациональной почве в с. Серафимовичи и г. Суровкино (Волгоградская обл.), соответственно осенью 2003 г. и в январе 2004 г. 23 февраля 2005 г., в годовщину депортации чеченцев в 1944 г., тремя чеченцами было осквернено кладбище в с. Яндыки (Астраханская область). Это преступление (а точнее - отсутствие реального наказания за его совершение) стало "спусковым крючком" к произошедшему в августе 2005 г. чеченскому погрому в с. Яндыки. Имеют место регулярные нападения кабардинской молодежи на ст. Солдатскую в Прохладненском районе Кабардино-Балкарии под лозунгами "Русские, уходите с нашей земли", "Мы вам устроим вторую Чечню", - рассказывается в исследовании.

"Наличие массовых общин приверженцев радикального ислама - так называемых ваххабитов, получающих подпитку от международных исламистских организаций и фондов, является специфической особенностью Южного федерального округа, а также ряда регионов в Поволжье и Сибири со значительным мусульманским населением, - продолжает составитель - Представители "ваххабитов" объявляют всех остальных "неверными", в отношении которых дозволен "джихад" и в рамках его любые преступления. При этом убийство женщин и детей считается дозволенным. Вооруженная борьба с "неверными" не только приветствуется, но и фактически является обязательной, "неверные" объявляются "наихудшими созданиями перед Аллахом", которых "ненавидит Аллах".

Размеры национализма меньшинств и возможность влияния на ситуацию в регионах, по мнению Семена Чарного, многократно преувеличены "патриотической" печатью, создающей у своих сторонников "синдром осажденной крепости". Но его рост вполне может начаться - как ответ на рост русского национализма, провоцируемого во многом как реально существующими проблемами, так и безответственными публикациями в СМИ. Кроме того, местный национализм может широко использоваться региональными элитами в случае ослабления центральной власти.

"Националисты, - говорит Чарный, - стандартно отождествляющие себя со всем русским народом, обычно объявляют "русофобами" любого, кто выступает против их идеологии и практики. В 1997 г. правые радикалы пытались привлечь к ответственности по обвинению в русофобии авторов двухтомника "Национал-патриотические организации в России", изданного Центром "Панорама". В сообщающей об этом заметке к "вражеским гнездам, ведущим антигосударственную деятельность", были причислены "Бейтар", "Сохнут", Московская Хельсинкская группа и "многочисленные группы чеченских боевиков".

Как сказано в докладе, "патриотические" СМИ, в частности, утверждают, что 15 миллионов русских, живущих в национальных республиках, "неожиданно для себя оказались во "внутреннем зарубежье"". Приводятся, к примеру, такие высказывания: "Многие "чёрные" сделали стартовый капитал на изгнании русских с юга России. Этническая чистка - это, прежде всего, сверхвыгодный бизнес, поскольку имущество и дома вычищаемых русских людей покупались за смехотворную цену или просто захватывались. В одной только Чечне десятки, - если не сотни, - тысяч русских людей были "выдавлены" или просто зарезаны как на скотобойнике, а квартиры, в которых раньше они жили, достались вайнахам либо за просто так, либо за бросовую, чисто символическую, цену. "Чёрные" строят свое будущее на нашей земле, последовательно и направленно, не отказываясь от насилия, ибо для них это нормально. Все запланированные теракты, сложенные вместе, унесли в десятки (если не в сотни) больше русских жизней, чем стихийные акции наших бритоголовых против незваных инородцев".

"Читателей запугивают "этнической мафией", "наглостью кавказцев". Всячески раздуваются реальные истории вытеснения русского населения из республик бывшего СССР и национальных республик РФ. Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ) эксплуатирует тему "изнасилований по национальному признаку" и "русофобии в школах". Заявляется, что "Преступная мразь совсем распоясалась и ведёт себя уже как в своем ауле... Доля преступлений, совершённых пришельцами, составляет свыше 60% от общего числа"", - говорится в докладе Московского бюро по правам человека.

"Для преодоления указанных выше проблем должна быть прекращена крайне опасная для безопасности и единства государства практика назначения руководящих кадров по национальному (клановому, земляческому) признаку. В регионах должна быть проведена унификация законодательства для соответствия его федеральному. Сотрудники правоохранительных органов должны в полной мере использовать существующее законодательство для борьбы с активистами радикальных группировок, пропагандирующими национальную ненависть. В обязательном порядке должен быть проведен пересмотр школьных программ и учебников, формирующих чувство превосходства одного народа над другими. В школах и вузах требуется введение специальных программ по развитию толерантности, межнационального диалога. Одновременно, учитывая, что многие национальные регионы - дотационные территории с массовой безработицей и отсутствием программ социальной защиты, должны быть приняты меры по оздоровлению данных территорий, открытию новых рабочих мест, полноценных досуговых и культурных центров", - резюмировал Семен Чарный.

По определению политолога Владимира Илюшенко, "русофобия - это политика, идеология и практика, наносящая вред России, ослабляющая ее и ведущая ее к катастрофе". "Русофобы - это те, кто делит Россию на наших и не наших, ...кто проводит политику апартеида, как в Краснодарском крае, разжигает ксенофобию, провоцирует конфликты с соседями России... Русофобы - это те, кто развязал чеченскую войну и превращает ее в войну общекавказскую, в результате чего Россия в близком обозримом будущем может получить не просто пожар, охватывающий весь Северный Кавказ, но и потерять его, - заявил Илюшенко.

Автор:Вячеслав Ферапошкин, собственный корреспондент <a href="http://www.kavkaz-uzel.ru/">"Кавказского узла"</a>