Правительство Азербайджана уже не в первый раз обещает выплатить миллиарды рублей, замороженных на банковских счетах советских времен после распада СССР. Это обещание стало важным вопросом как для правительства, так и для оппозиции в предвыборной борьбе за почти 3 миллиона голосов.
Критики утверждают, что это - пустое обещание, которое никогда не будет выполнено.
2 сентября, всего за четыре дня до официального начала предвыборной кампании перед ноябрьскими парламентскими выборами, министр финансов Аваз Алекперов объявил, что в государственном бюджете следующего года будут выделены 200 миллиардов манатов (около 45 миллионов долларов) для начала возвращения денег 2.750 тысячам граждан Азербайджана, сбережения которых оказались замороженными при распаде Советского Союза.
Прошло пять дней, и президент страны Ильхам Алиев также подтвердил, что выплата денег начнется в 2006 году.
После обретения независимости в 1991 году республиками СССР, включая Азербайджан, их правительства оказались ответственны за выплату внутренних долгов, например, сумм, хранящихся на счетах сберегательных банков, тогда как Россия взяла на себя обязательство погашать суверенный долг СССР. В Азербайджане большая часть этих сумм теперь находится на балансе Капитального банка, правопреемника местного отделения всесоюзного Сберегательного банка.
Замораживание личных счетов должно было стать временной мерой до окончательного отделения различных филиалов банка в новых независимых странах от прежних головных учреждений в Москве и до установления системы перевода старых рублей на новые валюты. Однако деньги каким-то образом застряли в новых банках. Со временем стала уменьшаться вероятность того, что вкладчики получат наличные деньги с номинальным обменным курсом советских времен, когда курс рубля искусственно поддерживался на уровне 1 рубль за 1 доллар.
В 1993 году азербайджанские банки выплатили некоторую часть денег, хранившихся на счетах, однако вкладчики остались крайне недовольны сделкой.
Юсуф Абдулов, политический эмигрант из Азербайджана, ныне проживающий в Германии, вспоминает те времена: "Моя мать откладывала каждую копейку, чтобы обеспечить нам будущее. В 1993 году ее вызвали в банк и выплатили 18 тысяч манатов за 18 тысяч рублей, хранившихся на ее счету... К моменту, когда ее сбережения были заморожены, один рубль был эквивалентом чуть больше одного доллара, но вместо 18 тысяч долларов моя мать получила в манатах сумму, равную пяти долларам".
Если правительство на самом деле начнет выдавать деньги, опять возникнет проблема курса обмена исчезнувшей советской денежной единицы на азербайджанский манат, валюту, которая хоть и стабильна в настоящее время, была существенно девальвирована с момента ее введения в обращение в 1993 году. Некоторые вкладчики все еще надеются, что их сумма будет переведена один на один в доллары США, но это - маловероятно, не в последнюю очередь из-за того, что сумма в долларах намного превысит все имущество азербайджанских банков, оцениваемое в 1.5 миллиардов долларов к концу прошлого года.
Экономический обозреватель Академии наук Аллахъяр Мурадов считает, что долг правительства вкладчикам теперь составляет 5.46 миллиардов советских рублей или то же количество долларов. Это приводит его к выводу, что для выплаты долга совершенно недостаточны ни 45 миллионов долларов, выделенных на это в бюджете 2006 года, ни 1 миллиард долларов в целом, о которых речь идет в законопроекте о выплате этих сумм.
Бывший премьер-министр страны Али Масимов, ныне один из лидеров оппозиционного блока "Новая политика", не согласен с мнением, что положение безнадежное. Он утверждает, что в среднем на замороженных счетах находится всего лишь по 2 тысячи советских рублей, и "если считать один рубль эквивалентом одного доллара, должно быть возможно выплатить определенную часть сбережений каждого гражданина. Это - внутренний долг и правительство обязано вернуть его своим гражданам".
Азербайджан не единственная бывшая советская республика, которая не смогла разморозить счета советских времен. Полностью вкладчикам долг вернули Латвия и Литва, а Россия и Казахстан - лишь часть сбережений.
По мнению Масимова, если даже невозможно вернуть весь долг, можно научиться у других постсоветских республик тому, как решать эту проблему. "Вместо наличности вкладчикам можно предложить какое-либо имущество или акционерный капитал из приватизированной части государственных компаний", - говорит он.
Член экономической комиссии парламента страны Али Алирзаев настроен оптимистически и считает, что на этот раз, несмотря на предыдущие неудачные попытки, дело может сдвинуться с места. Он заявил IWPR, что когда в предыдущих парламентах рассматривались законопроекты о выплате компенсаций вкладчикам, всегда оказывалось, что просто нет достаточных сумм, чтобы их обеспечить.
Он считает, что рассматриваемый ныне новый законопроект может быть принят в будущем году, так как в отличие от соседних Армении и Грузии, которые также запоздали с решением данной проблемы, у Азербайджана теперь имеются доходы от нефти, что позволит ему принять индексированный план выплат.
Политики от оппозиции утверждают, что обещания правительства - это всего лишь предвыборный трюк, который невозможно рассматривать серьезно, пока не определены соответствующие механизмы и юридические процедуры.
"Заявление министерства рассчитано на избирателей, - говорит экономист Расмия Ашрафова, которая баллотируется как независимый кандидат в ноябрьских выборах. - Каждый, у кого есть замороженный счет, дает один голос. Хотя этому уже никто не верит, люди все-таки проявляют интерес к обещаниям вернуть им свои деньги".
Амина Азизова, начальник Отдела вкладов и сбережений Капитального банка, заявила IWPR, что у банка нет достаточных денег, чтобы выплатить сбережения в рублях по курсу один рубль к одному доллару. Она, однако, подтвердила, что когда парламент утвердит закон об индексировании таких счетов, банк начнет его осуществлять. Она также отметила, что индексироваться будут только взносы, сделанные до 1992 года.
В Капитальном банке не назвали объема вкладов в рублях или долларовых счетов советских времен, замороженных в то же время. Не было названо и число вкладчиков, так как это считается конфиденциальной информацией.
План выдачи вкладов, если он будет осуществлен, не коснется сбережений советского времени в долларах, которые были также заморожены после обретения страной независимости, и сейчас находятся на балансе Международного банка Азербайджана и Капитального банка.
Технически разморозить такие счета легче, чем вклады в советских рублях, так как вклады осуществлены в валюте США и их можно просто выдать наличными, не заботясь об изменениях курса обмена в течение всех прошедших лет.
Однако, Азизова заявила, что ее банк не знает, что делать с этими счетами, и понадобится отдельный закон, чтобы их разморозить.
У Сони Гусейновой, которой сейчас 70 лет, счет иностранной валюты в Капитальном банке. Эти деньги она унаследовала от своего покойного мужа Энвера, который в конце 80-х годов прошлого века работал торговым представителем СССР в Стамбуле.
"Товар на эти деньги можно было купить только в специальных валютных магазинах. В то время советскому человеку такие большие суммы были не нужны, и мы всю сумму имели на этом счету", - вспоминает она.
После того, как Азербайджан стал независимым, семейная чета обнаружила, что этими деньгами пользоваться стало невозможно.
"Муж умер. Я уже пожилая женщина. Законного пути получить эти деньги из банка нет, - говорит Гусейнова. - О какой справедливости может правительство говорить, не желая отдавать нам наши сбережения".
Для многих измученных азербайджанских избирателей все разговоры об индексации и обменном курсе лишь пустой звук. Политики и прежде давали такие обещания, но всегда нарушали их.
"Я не хочу голосовать за кандидата, который постоянно обещает сделать что-либо по этой проблеме, но ничего не делает", - говорит в заключении Гусейнова.
Этот процесс занял столько времени, что само время может урезать долги правительства. "Многие из этих вкладчиков уже скончались после распада СССР. Их деньги потеряны навсегда", - говорит Мурадов.
Пожилые люди, за трудовые годы бережно откладывавшие деньги, стоят перед опасностью закончить жизнь в нищете.
Старший преподаватель исторического факультета Азербайджанского государственного университета Майя Расулова вспоминает, как она отложила на черный день гонорар, полученный за статью, опубликованную в Западной Германии. "Я и в самом деле не знала, что такое доллары. В Москве их обменяли на 5000 рублей, и я положила эти деньги в сберегательную кассу. Я думала, что обеспечила себя на старость. Сейчас я уже не надеюсь когда-либо увидеть эти деньги".
Расулова, которой сейчас 65 лет, вынуждена работать, чтобы получить надбавку к своей скудной пенсии. Она говорит, что еще много таких людей, которые не смогут оплатить даже собственные похороны. "Когда умерла моя одинокая соседка Вера Павлова, все соседи собрали деньги, чтобы ее похоронить. Ее похоронили на чужие деньги, хоть она всю жизнь неплохо получала и откладывала деньги на счет".
Шахла Абусаттар, корреспондент Информационного и ресурсного центра по мониторингу Нефтяной промышленности Азербайджана, Баку
Опубликовано 13 октября 2005 года