Правозащитный центр "Мемориал" направил обращение к президенту России, генеральному прокурору РФ, уполномоченному по правам человека РФ, председателю Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека с требованием немедленно предпринять все возможное для того, чтобы остановить нарушение прав человека в Кабардино-Балкарии сотрудниками районных администраций и силовых структур.
"В Кабардино-Балкарии в ответ на нападение боевиков власти сделали ставку на массовые нарушения Конституции РФ, государственный террор и провоцирование межнациональной напряженности", - говорится в заявлении "Мемориала", поступившем в редакцию "Кавказского узла".
В документе отмечается, что во второй половине октября в Зольском районе Кабардино-Балкарии власти провели кампанию по организации собраний жителей населенных пунктов и трудовых коллективов. Копии протоколов пяти таких собраний были переданы нам обозревателем "Новой газеты" Анной Политковской. Повестка дня всех собраний одинакова: "Осуждение террористических актов в г. Нальчике 13 октября 2005 года". В каждом из решений, по данным "Мемориала", речь идет о депортации: "Выселять из республики посемейно всех, кто имеет отношение к ваххабизму" (село Этоко). "После завершения оперативно-следственных мероприятий и подведения итогов правоохранительными органами выселить всех членов экстремистского, ваххабитского движения и их семей, проживающих в поселке Залукокоаже". "Просить президента и правительство республики о выселении приверженцев ваххабизма с семьями из поселка" (собрание работников Зольского почтампта).
Помимо жителей Кабардино-Балкарии, участники собрания просили выселить из региона и выходцев из Чечни: "Обратиться с просьбой к Президенту КБР о выселении чеченцев из КБР" (село Этоко). "Обратиться к Президенту КБР и Парламенту с просьбой о запрещении прописки на территории КБР граждан из горячих точек и пересмотреть законность прописки таких граждан с 1991 года по настоящее время" (поселок Залукокоаже).
Как утверждают в "Мемориале", в каждом из решений речь идет об ограничении права граждан России на свободу выбора места жительства, причем иногда по этническому признаку: "Просить руководство республики запретить прописку граждан, прибывающих из других республик" (село Светловодское). "Просить президента и правительство республики не допустить прописку других национальных лиц в республике КБР" (собрание работников Зольского почтампта).
Как говорится в обращении правозащитников, власти культивируют требования об ограничении и религиозных прав граждан: "Установить режим работы поселковой мечети один раз в неделю для совершения пятничной молитвы на один час. Запретить все проявления ваххабитского толка, как то - ношение чуждой нам одежды, бороды, оправление ваххабитских обрядов" (поселок Залукокоаже).
По мнению правозащитников, данные требования являются не волеизъявлением общественности, но инициируются властями Кабардино-Балкарии. "Как правило, председательствовали на собраниях жителей населенных пунктов главы местной администрации, а в президиуме сидели глава районной администрации, начальник РОВД, прокурор района и начальник отдела ФСБ по Зольскому району", - говорится в обращении "Мемориала".
"Начальство не только собирало людей, но и диктовало им, чего именно следует требовать, - подчеркивается в обращении правозащитников.
Далее в тексте открытого письма правозащитников приводится выдержка из выступления Хасана Зуберовича Махотлова, главы администрации Зольского района в поселке Залукокоаже: "...Сегодняшнее мероприятие мы проводим по инициативе администрации, хотя вы сами должны были требовать это, собравшись перед зданием районной администрации. ...Почему вы не говорите, что им не место среди нас? Почему вы не высказываете свое мнение? ... Из числа убитых террористов - 10 человек с нашего района, которые на сегодняшний день установлены. ...В данный момент времени официально задержаны 8 человек. По их показаниям найдут и остальных участников теракта. Я хотел бы услышать предложения от жителей поселка о том, будем ли мы сегодня с ними жить. У них есть такой закон, что оставшиеся члены их семей будут мстить за погибших. А их немало. Они работают в больнице, прогимназии и в других местах. Вы хотите с ними работать? ... Трудовые коллективы должны решить будут ли они работать бок о бок с членами семей террористов...".
После такого выступления, как утверждают в "Мемориале", в решении собрания появилось требование к трудовым коллективам "решить вопрос о трудовой деятельности членов семей террористов, принимавших участие в бандитском нападении на г. Нальчик". Контроль за его исполнением возложили на главу местной администрации. "Под подобными решениями, не только призывающими, но и требующими от должностных лиц приступить к нарушению законодательства России, стоят подписи глав местных администраций и печати, - пишут правозащитники. - И ни районный прокурор, ни начальники РОВД и райотдела ФСБ ни словом не возражали против этого. Они были не просто участниками, но организаторами этой вакханалии беззакония".
Напомним, 20 октября с.г. Правозащитный центр "Мемориал" писал: "... сейчас у республиканской и федеральной власти есть два возможных образа действий. Один - традиционный - сделать ставку исключительно на силовые, полицейские меры, развернуть в республике репрессии против, подозреваемых в нелояльности, выбивать из арестованных и задержанных признания в террористической деятельности, продолжать преследование всех альтернативных мусульманских общин. Этот путь, уже, опробованный в некоторых других республиках Северного Кавказа, поведет лишь к дальнейшей эскалации конфликта. Второй путь требует от властей значительно больших, прежде всего, интеллектуальных усилий, но он, с нашей точки зрения, может остановить эскалацию конфликта. На этом пути, прежде всего, нужно добиться прекращения грубейших нарушений прав человека и норм российского законодательства со стороны правоохранительных органов Кабардино-Балкарии в ходе осуществления контртеррористических мероприятий. Необходимо также прекратить нарушения права жителей Кабардино-Балкарии на свободу совести. Власти следовало бы вступить в диалог с представителями альтернативных мусульманских общин, не бояться начать широкую и открытую общественную дискуссию по всем важным для жителей республики вопросам, в том числе и по религиозным проблемам. Какой путь будет избран, покажет ближайшее будущее".