Председатель комитета по обороне и безопасности парламента Грузии Гиви Таргамадзе считает, что критика грузинского руководства в адрес российских миротворческих сил обусловлена в первую очередь фактами, так как факт, что "миротворческие силы не выполняют взятые на себя обязательства и формат, который для них создан". Об этом глава парламентского комитета заявил в интервью с корреспондентом "Кавказского узла", отвечая на вопрос, чем вызваны резкие заявления грузинских властей в адрес миротворческих сил, расположенных в конфликтных регионах Грузии.
По словам Таргамадзе, "изгнание российского сегмента из миротворческого процесса в целом не является самоцелью для руководства Грузии". "Дело в том, что мы хотим, чтобы выполнялся тот формат, который имеется на сегодняшний день. Именно из-за этого парламентом Грузии была дана возможность и период времени российской стороне для исправления создавшегося положения - это три месяца в случае с Южной Осетией и шесть месяцев в случае с Абхазией", - отметил депутат.
Глава комитета по обороне и безопасности подразумевает постановление Парламент Грузии "О ходе миротворческих операций и ситуации в конфликтных зонах Грузии", принятое единогласно на пленарном заседании 11 октября 2005.
Таргамадзе выразил сожаление, в связи с тем, что с российской стороны не наблюдается даже какого-то действия в направлении реального выполнения мандата миротворцами. "Наоборот, в последнее время, и в Южной Осетии и в Абхазии мы видим, что ситуация стала еще более плачевной. Абсолютно без позиции российские миротворческие силы оставляют те убийства, которые происходят в Гальском районе в последние дни. Это еще раз говорит, как минимум, об их беспомощности и недееспособности, или о предрасположенности и симпатиях к другой, к абхазской стороне. Поэтому мы думаем, что нужно конечно же изменять этот формат в целом", - заявил он.
Таргамадзе подчеркнул, что Грузия отказывается от миротворческого процесса. "Наоборот, у нас, например, с Южной Осетией есть годовой мирный план (мирный план по урегулированию конфликта в Южной Осетии, подготовленный правительством Грузии), который одобрен международным сообществом. Мы будем следовать духу этого плана и будем постепенно делать те шаги, которые им предусмотрены. Я думаю, в том же плане может поместиться и смена формата и смена участников миротворческого процесса в обоих конфликтных регионах, тем более, что есть страны, которые заинтересованы в замене и предлагают свои силы для поддержания мира", - заявил он.
На вопрос, какие действия предпримет руководство Грузии, в случае если Россия не согласится на изменение формата СКК и увеличение числа участников миротворческого процесса, Таргамадзе заявил, что "грузинская сторона прекратит в одностороннем порядке участие в это формате и потребует вывода российских миротворческих сил".
Один из лидеров Консервативной (оппозиционной) партии Грузии Звиад Дзидзигури заявил, что вывод российских миротворческих сил из конфликтных регионов Грузии необходим "и это не только позиция руководства страны, но и позиция оппозиции". Об этом депутат парламента заявил в интервью с корреспондентом "Кавказского узла", отвечая на вопрос, чем вызваны резкие заявления грузинских властей в адрес миротворческих сил, расположенных в конфликтных регионах Грузии.
Дзидзигури считает, что изначально принципиальной ошибкой было введение России в зону конфликта, в качестве миротворцев так как, начиная с 1992 года, по сей день, в указах президента Грузии и в законодательном органе страны не однократно фиксировалось, что одним из участников этого конфликта и ее инспиратором является российская сторона.
По его словам, "миротворческую миссию должна осуществлять действительно нейтральная страна, а действия российской стороны, осуществляемые в Абхазии и Южной Осетии, свидетельствуют об обратном.
Необходимость вывода российских миротворцев из конфликтных регионов Грузии обусловлена еще и тем, что "они постоянно не способны регулировать ситуацию, не говоря уже о том, что эти силы серьезно замешены в контрабанде". "Очень часто, в основном в Гальском районе Абхазии создаются серьезные проблемы этнически грузинскому населению, со стороны различных вооруженных формирований Абхазии, что происходит у нас на глазах и не удается пресечь. Поэтому однозначно считаю, что эти миротворческие силы должны быть, как минимум выведены",- подчеркнул Дзидзигури, добавив, что "руководство Грузии должно подумать, естественно вместе с международным сообществом, о замене этих сил".
Руководитель Кавказского центра стратегических исследований Мамука Арешидзе считает вывод миротворческих сил из конфликтных регионов преждевременным, пока на высшем уровне не будет решен вопрос конфликтов на Южном Кавказе. Об этом Мамука Арешидзе заявил в интервью с корреспондентом "Кавказского узла".
Руководитель Кавказского центра стратегических исследований объясняет резкость заявлений властей Грузии в адрес миротворческих сил тем, что "командование миротворческими силами и вообще ситуация в целом не оставили им другого выбора, особенно после 20 сентября сего года, когда на параде в Цхинвали была продемонстрирована тяжелая техника, якобы принадлежащая южноосетинским вооруженным силам".
Арешидзе считает, что если бы командующий миротворцами в зоне грузино-осетинского конфликта Кулахметов предпринял какие-либо шаги, по недопущению вывода тяжелой техники на улицы Цхинвали 20 сентября, о котором его уведомила южноосетинская сторона, тогда бы никакой атаки или оценки со стороны руководства Грузии не последовало.
Руководитель Кавказского центра стратегических исследований сообщил, что после 1993 года, в Абхазии погибло более 2 тыс. мирных жителей, в том числе и грузины, и абхазы и люди других национальностей и порядка 70 человек из миротворческого контингента. "Если бы они относились к своим функциям более ответственно и если бы отдельные представители миротворческой миссии не были бы задействованы в криминальных структурах в Абхазии, здесь и торговля оружием, и наркотики, и раздел бизнес влияния, этого бы не происходило", - заявил он.
Арешидзе думает, что инициатива ОБСЕ и некоторых западных стран, изъявивших желание участвовать в процессе урегулировании конфликтов Грузии, может способствовать успокоению страстей и более динамичному развитию процесса.
Арешидзе считает, что если российская сторона согласится на участие других стран и других организаций в этом процессе, "потому что от нее многое зависит, я думаю, она не только не потеряет определенную инициативу, но и сможет, главенствуя все-таки в этой ситуации, повести процесс более динамично к мирному урегулирования конфликтов".
На вопрос кто похищает людей в конфликтных регионах Грузии, руководитель Кавказского центра стратегических исследований заявил, что "это не криминальные группы". "Зачастую это группы, которые иногда не подчиняются не только местному руководству, но и тем российским военным силам, которые находятся в зоне конфликта. Чаще всего это провокационные действия, может быть этнически местных групп, но они подчиняются людям, которые находятся за хребтом Кавказа. Вообще дестабилизация на Южном Кавказе выгодна некоторым странам, некоторым политическим группам и даже некоторым бизнес группам и весь этот конгломерат естественно создает ту ситуации, которая есть", - сказал Арешидзе.