Председатель комитета по внешним отношениям парламента Грузии Констинтин Габашвили считает, что бывший глава МВД Грузии Джемал Каркусов, сбежавший из Цхинвальской тюрьмы, является "типичным политзаключенным". Об этом глава парламентского комитета заявил в интервью с корреспондентом "Кавказского узла", комментируя спецоперацию грузинских правоохранителей, по вывозу из зоны грузино-осетинского конфликта бывшего министра внутренних дел непризнанной Южной Осетии Джемала Каркусова и его брата Яна, сбежавших из Цхинвальской тюрьмы.
Габашвили считает смехотворным, что "в Южной Осетии, где вообще никаких законов нет, обвиняют бывшего министра ВД в хранении патронов или гранаты". "Это был типичный можно сказать политический заключенный, потому что ничего уголовного он не совершал".
Председатель парламентского комитета заявляет, что Каркусов был арестован из-за своей лояльности к грузинской стороне. "Он был арестован из-за того, что у него были попытки как-то нормализировать отношения с Грузией, то есть восстановить какие-то отношения, которые были потеряны, и он прямо выступает против Кокойти, потому что знает, в чем суть его режима", - заявил глава комитета.
"Я могу сказать, что нет в мире ни одного демократического общества, ни одной демократической страны, которая бы не приветствовала бы освобождение политзаключенного", - заявил депутат, отметив, что "Грузия показала, что не все лыком шито, как обычно бывает, что у грузинских властей есть возможность иногда делать серьезные шаги там, где это нужно".
Напомним, что в ночь на 20 ноября в Лиахвском ущелье Цхинвальского региона грузинскими правоохранительными органами была проведена операция по вывозу из зоны грузино-осетинского конфликта бывшего министра внутренних дел непризнанной Южной Осетии Джемала Каркусова и его брата Яна. Операцией лично руководил глава МВД Грузии Вано Мерабишвили.
"Ночью с нами связались наши осетинские коллеги и попросили нас перекрыть дороги с тем, чтобы задержать двух беглецов и передать им. Должен сказать, что эти люди были там политическими заключенными, они сидели в тюрьме из-за своих политических убеждений, и они находятся на своей Родине", - заявил Мерабишвили журналистам, после завершения операции. Заявление главы МВД транслировалось в прямом эфире грузинской телекомпания "Рустави-2".
С целью уточнения деталей спецоперации, проведенной грузинскими правоохранителями, корреспондент "Кавказского узла" связался с руководителем пресс-службы МВД Грузии Гурамом Донадзе, который заявил, что "министр сделал заявление в то же день и сказал все, что хотел сказать". "Больше комментариев на эту тему не делается", - заявил Донадзе.
Депутат парламента Грузии Гурам Вахтангишвили считает, что братьев Каркусовых можно использовать как оппозицию Кокойти в Цхинвали. Об этом грузинский парламентарий отметил в интервью с корреспондентом "Кавказского узла", комментируя спецоперацию грузинских правоохранителей, по вывозу из зоны грузино-осетинского конфликта бывшего министра внутренних дел непризнанной Южной Осетии Джемала Каркусова и его брата Яна, сбежавших из Цхинвальской тюрьмы.
"По уточненной мною информации в ночь на воскресенье (20 ноября) грузинские спецподразделения провели спецоперацию на территории контролируемой осетинами и вывезли братьев Каркусовых из Большого Лиахвского ущелья в село Эредви, Маленького Лиахвского ущелья, где их ожидал глава МВД Грузии Вано Мерабишвили. Затем их отвезли в Тбилиси".
По информации депутата у грузинской стороны была связь с заключенными, так как они знали точную дату, запланированного побега Каркусовых. "По моей информации у наших была связь (с Каркусовыми), они точно знали, когда те сбегут, где скроются, и как оттуда наши должны их потом вывезти", - сообщил Вахтангишвили, отметив, что он положительно оценивает этот факт.
Депутат сообщил, что давно знаком с Джемалом Каркусовым, "еще до конфликта". "Он работал в бывшей ГАИ, затем возглавлял администрацию Джавского района в Цхинвальском регионе, а позже стал министром внутренних дел". "Сейчас все зависит от нас, от того, как наши правоохранители и наше руководство использует Каркусовых", - отметил парламентарий, подчеркнув, что "их (Каркусовых) можно использовать как оппозицию Кокойти, так как у них большая сила и большая родня, а родство на Кавказе многое значит".
Государственный министр Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Георгий Хаиндрава комментируя спецоперацию грузинских правоохранителей, по вывозу из зоны грузино-осетинского конфликта бывшего министра внутренних дел Южной Осетии отметил, что "в последнее время все мероприятия стали называться спецоперациями".
"Сам факт говорит о том, что в этом регионе очень серьезные проблемы. Это еще раз подтверждается, как с точки зрения отношения к гражданам, когда по политическим мотивам происходят аресты людей, так и с точки зрения пенитенциальной системы, оставшейся там, и говорит о том, что ни в одной, и ни в другой сфере нет порядка", - заявил Хаиндрава.
Один из лидеров Республиканской (оппозиционной) партии Грузии Давид Бердзенишвили считает нормальным, когда "граждане Грузии находятся под контролем грузинских властей". Об этом Бердзенишвили заявил в беседе с корреспондентом "Кавказского узла", сообщив, что о побеге бывшего министра ВД Южной Осетии и пребывании на территории, контролируемой властями Тбилиси, узнал из грузинских средств массовой информации.
Депутат считает, что в данной ситуации "в принципе оценивать нечего". "Человек сидел, сбежал и если у него есть какие-то нарушения, то он будет отвечать по грузинским законам, если таких нарушений нет, то будет жить мирно и спокойно на контролируемой грузинскими властями территории", - отметил республиканец.
"Я знаю, что между нынешними властями Южной Осетии и экс-министром были разногласия. Бывший министр считает себя, по крайней мере, политическим оппонентом господина Кокойти и я не думаю, чтобы последний был в восторге от освобождения своего политического или не политического оппонента", - предположил Бердзенишвили.
По его словам, "в странах, где нет демократических режимов руководители этих режимов, особенно карликовых режимов, очень боятся своих оппонентов, особенно тех, которые имеют влияние и занимали высокие должности".
"Я бы не хотел, что бы бывший министр Южной Осетии стал каким-то пугалом. Я против бряцания оружия и думаю, что этот экс-министр наверно понимает, что он может способствовать урегулированию грузино-осетинских взаимоотношений без своего силового прошлого", - заявил грузинский парламентарий.
Руководитель Кавказского центра стратегических исследований, эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе считает, что "это было спонтанное мероприятие, в котором может быть, и были задействованы грузинские спецслужбы. Об этом Мамука Арешидзе заявил в интервью с корреспондентом "Кавказского узла", комментируя спецоперацию грузинских правоохранителей, по вывозу из зоны грузино-осетинского конфликта бывшего министра внутренних дел непризнанной Южной Осетии и его брата.
"На сколько мне известно эту операцию назвать спецоперацией сложновато, так как спецоперация в нашем понимании это операция масштабная или не очень большая, но которая очень долго планируется и в которой задействованы все спецслужбы. Это было спонтанное мероприятие, в котором может быть, и были задействованы грузинские спецслужбы. Я считаю, что если они и были задействованы то только на последнем этапе, когда братья Каркусовы уже выходили из тюрьмы", - сказал Арешидзе.
При этом он отметил, что это его личное мнение, потому что "в той ситуации, которая сейчас есть в этом регионе очень сложно готовить и проводить такую операцию в центре Цхинвали, где как раз и находиться тюрьма".
По его словам, этим грузинская сторона демонстрирует свою определенную силу с тем, чтобы показать, что она может проводить такие операции. "Такие операции она проводила и раньше, но конечно не в центре Цхинвали, а в прилегающих селах. В частности, когда был арестован знаменитый Марек Дудаев и некоторые другие представители осетинских криминальных группировок", - заявил Арешидзе.
Руководитель Кавказского центра стратегических исследований отметил, что "и осетинская сторона, по ее заявлению, провела спецоперацию на территории контролируемой грузинскими властями, освободила одиннадцатилетнего мальчика, который был похищен более трех месяцев назад".
"Так что, несмотря на заявления и с той и другой стороны, что они как бы не хотят осложнять ситуацию в зоне грузино-осетинского конфликта, фактически это происходит, потому что и те и другие стараются провести операцию на сопредельной территории, если так нужно", - сказал Арешидзе.