На днях ряд средств массовой информации опубликовал открытое письмо азербайджанским и армянским общественным организациям Владимира Казимирова - посла, заместителя председателя Ассоциации российских дипломатов, в 1992-96 гг. - главы посреднической миссии России, представителя Президента России по Нагорному Карабаху, участника установления перемирия в Карабахской войне 12 мая 1994 г.
Корреспондент "Кавказского узла" связался с В. Казимировым, чтобы выяснить его отношение к нынешнему этапу переговорного процесса по урегулированию проблемы Нагорного Карабаха.
По словам российского посла, 2006 год более благоприятен для урегулирования, чем год 2005-й. Однако, потенциал 2006-го года может быть использован только при условии, если удастся унять лжепатриотов и если активизируются реалисты. Карабах также должен использовать народную дипломатию - чтобы представить позицию своей общественности на международном уровне, отмтеил В. Казимиров.
Говоря о докладах Международной кризисной группы по карабахскому урегулированию, российский дипломат подчеркнул: "В какой-то мере эти доклады полезны - в смысле формирования общественного мнения в Европе. Однако, я считаю изначально неправильными исходные позиции первого доклада, в котором ставится вопрос о конфликте между двумя общинами Нагорного Карабаха. При всем уважении к равным гражданским правам армян и азербайджанцев нельзя не понимать, что в свое время автономия Карабаху предоставлялась именно исходя из того, что большинство населения области составляли этнические армяне. Во-вторых, конфликт-то развивался не между армянской "общиной" Карабаха и, скажем так, Низами Бахмановым, а между армянами Карабаха и властями Азербайджана".
"Есть и другие упущения: второй доклад охватывает посреднические усилия лишь Минской группы ОБСЕ. А ведь за рамками МГ посреднические усилия прилагались и Казахстаном, и Ираном, я уж не говорю о России. Именно при посредничестве России удалось добиться, пожалуй, единственного достижения урегулирования - соглашения между тремя сторонами о прекращении огня и установлении перемирия. Наши западные партнеры по Минской группе считали приоритетом непрерывность переговорного процесса, а Россия добивалась прежде всего прекращения кровопролития. И делала она это не только из гуманных побуждений, но и понимания того, что лучше вести переговоры в стабильно-мирной обстановке", - подчеркнул В. Казимиров. Он подчеркнул, что позитивно оценивает то, что авторы доклада отказываются признавать силовые пути решения конфликта. "Причем, оба варианта - как нацеленные в будущее угрозы азербайжанской стороны перерешить конфликт силой, так и повернутый в прошлое подход армянских сторон, то есть решение конфликта по итогам прошедшей войны", - сказал дипломат.
"Я считаю, что невозможно понять карабахский конфликт без знания того, что произошло в Нахичевани. Отсюда идёт обострение чувствительности армян к демографическим моментам, к искусственному изменению демографии в Нагорном Карабахе. Этого понимания как раз не хватает докладам МКГ. Их авторы могли бы лучше разобраться в этом, если бы, по меньшей мере, ознакомились с высказываниями Гейдара Алиева в интервью азербайджанским СМИ от 22 июля 2002 года, где он прямо говорит, что стремился изменить демографическую ситуацию в Нагорном Карабахе", - подчеркнул В. Казимиров.
"Сейчас переговоров по карабахскому конфликту как таковых нет - идут лишь консультации. Для переговоров необходима более предметная основа, текстовый проект. Говорят о каком-то "пражском процессе", а это лишь нечастые встречи министров и руководителей двух государств при участии сопредседателей минской группы ОБСЕ.
Россия изначально стремилась к определению реалистической конфигурации конфликта. Мы понимали, что Карабах - сторона в конфликте. Вели работу с руководством Армении, чтобы Ереван не прятался за спину Карабаха. В переговорах должны участвовать все стороны конфликта. Поэтому для возобновления более плотных переговоров нужны проект соглашения в виде текста (а не объяснения на пальцах) и полноценный формат с участием всех сторон. Кроме того, для продуктивности переговоров необходим недвусмысленный отказ всех сторон от применения силы и угроз её применения (даже при решении всех самых спорных вопросов) и четкий механизм, исключающий возобновление военных действий. Нельзя мириться с призывами к гонке вооружений, достижению целей "любым путём", принесению новых жертв в этом конфликте. Необходимо понять, что тут не отделаться малой кровью", - подчеркнул российский дипломат.