13:45 / 30.11.2005Хаиндрава считает, что позиция России мешает процессу мирного урегулирования конфликта в Южной Осетии

Государственный министр Грузии по вопросам урегулирования конфликтов  Георгий Хаиндрава заявляет, что "без встречи премьер-министра Грузии Зураба Ногаидели с лидером самопровозглашенной республики Южная Осетия Эдуардом Кокойти реально воплотить какие-то договоренности в жизнь будет очень трудно". Об этом государственный министр Грузии по вопросам урегулирования конфликтов  заявил в интервью с корреспондентом "Кавказского узла".

По словам Хаиндрава, встреча Ногаидели с Кокойти не снята с повестки дня. "Дело в том, что господин Кокойти заявляет, что он не собирается встречаться с Ногаидели, но мы понимаем, что одно это заявление - пиар, другое - реальная жизнь",- отметил госминистр Грузии, заявив, что "все прекрасно понимают, что без этой встречи реально воплотить какие-то договоренности в жизнь будет очень трудно".

"Мы подождем, пока эта волна политического психоза спадет, и потом будем целенаправленно работать в направлении урегулирования этого конфликта. Мы видим, как это можно сделать, и я абсолютно уверен, что с помощью международного сообщества, с помощью людей доброй воли во всем мире,  мы сможем найти решение этой задачи", - заявил Хаиндрава.

Оценивая итоги последнего заседания Смешанной контрольной комиссии (СКК) по урегулированию грузино-осетинского конфликта, которое проходило 15-16 ноября в Любляне, госминистр сказал, что трудно оценить итоги встречи, на которой не было принято никаких решений.

"Объективная реальность, о которой мы говорим, заключается в том,  что не существует  механизма исполнения тех договоренностей, которые достигаются сторонами в ходе переговоров, и в выступлении каждого из моих коллег это звучало. Однако как только мы ставим вопрос, о реформировании структуры он вызывает отрицательную и очень эмоциональную реакцию", - сообщил Хаиндрава.

По его словам, что решение о реформировании структуры  продиктовано временем. "Мы не можем постоянно находиться состояние стагнации, нам надо реализовывать соглашения, которые достигнуты", - отметил Хаиндрава.

Госминистр Грузии напомнил, что на протяжении лет вся тяжесть переговоров ложилась на плечи СКК. "Я считаю, что за это время были приняты решения, которые вполне создавали почву для того, чтобы этот конфликт был урегулирован, потому что все, что для этого нужно - демилитаризация, экономическая реабилитация и процесс политического урегулирования - все это зафиксировано в документах", - сказал он.

Хаиндрава с сожалением отметил, что для реализации, достигнутых соглашений нет эффективного механизма, "поэтому мы считаем, что привлечение к этой работе таких авторитетных организаций как ОБСЕ и Евросоюз, который является главным донором  экономической части урегулирования, было бы целесообразным".

"Кроме того, мы считаем что транспарентность, открытость процесса и участие в нем заинтересованных стран будет серьезной гарантией того, что стороны будут исполнять взятые на себя обязательства. Повысится ответственность как перед так сказать тремя сторонами, которые представлены на переговорах, так и перед европейским сообществом и странами, которые непосредственно оказывают  политическую и экономическую  помощь грузинскому государству",- заявил госминистр. 

На вопрос, намерена ли Грузия ставить вопрос о выходе из СКК, грузинский министр ответил, что  "СКК единственный существующий механизм, и я не думаю, что мы желали  бы этот механизм убрать". "Мы считаем, что жизнь идет вперед, и каждый день ставит перед нами новые задачи", - отметил Хаиндрава.

По его словам, "те задачи, которые стоят сегодня перед нами, выходят за рамки полномочий СКК". "Так что мы не собираемся упразднять СКК, наоборот мы собираемся придать ему новый политический импульс, новый импульс с точки зрения исполнения соглашений и сделать его органом, который будет отвечать за свои решения и воплощать их в жизнь. Наше желание - улучшить ситуацию, а не ухудшать ее", - заявил госминистр.  
  
На вопрос чем отличается план мирного урегулирования конфликта в Южной Осетии, подготовленный правительством Грузии от представленного президентом страны в январе текущего года, Хаиндрава заявил, что "эти два плана ничем не отличаются друг от друга".

Напомним, что российская сторона считает, что трехэтапный план мирного урегулирования конфликта в Южной Осетии, озвученный президентом в январе 2005 года более приемлемым, чем мирный план по урегулированию грузино-осетинского  конфликта, одобренный США.

"Это просто не желание принимать сегодняшние реалии и попытка выбить из колеи миротворческий процесс, потому что план, который представлен это план действий. Там прописаны именно эти три этапа. Этот план не является догмой и если у наших коллег есть какие-то замечания, какие-то идеи по этому поводу  мы готовы работать. Однако единственную позицию, которую мы слышим - это нет. В таких условиях, конечно, трудно говорить о сотрудничестве", - отметил Хаиндрава.

При этом он добавил, что все, включая Россию, прекрасно понимают, что иного пути кроме восстановления дружеских, традиционных взаимоотношений между грузинами и осетинами нет. "Что касается политического решения вопроса, я думаю, вряд ли кто-нибудь сможет поставить под сомнение вопрос, что иного пути как соблюдение международных норм во взаимоотношениях между государствами, соблюдения суверенитета и территориальной целостности любой страны нет. Это сегодня основополагающий политический подход. Поэтому если мы все понимаем, что это единственный выход то надо искать пути сотрудничества чтобы в этом выходе были одинаково соблюдены и гарантированы права как осетинского, так и грузинского населения. Это по нашему глубокому убеждению путь на интернационализацию, путь подключения к этому вопросу заинтересованного международного общества, которое выразит желание участвовать в этом урегулировании".
 
На вопрос, какой из процессов мирного урегулирования конфликтов, которые проводятся в Абхазии и Южной Осетии, протекает более успешно и что мешает их реализации, госминистр отметил, что "особого прогресса, к сожалению, ни в одном из процессов нет".

"Думаю, что просто  повысилось понимание ситуации среди населения, как в Абхазии, так и Цхинвальском регионе и это главная опора будущих решений и будущего согласия, то, что люди начинают понимать, что есть цели, которые есть у политиков, и есть цели, которые есть у населения. Эти цели очень часто расходятся. Я уверен, что победит воля народов  и те руководители, которые не будут идти синхронно  с волей собственного народа, окажутся на политической свалке", - заявил Хаиндрава.

По его словам процессу мирного урегулирования конфликтов "препятствует в первую очередь позиция России". "Это абсолютно ясно и последние встречи особенно по Цхинвальскому региону это доказали", - подчеркнул министр.

Комментируя заявление президента Абхазии Сергея Багабша, который выступает против размещения международных миротворческих сил в Абхазии, Хаиндрава сказал, что "говорить и заявлять можно все, что угодно, но есть реальные факты, есть ситуация в Гальском районе которая ровна апартеиду".     

"Я думаю, что в первую очередь господину Багабшу нужно подумать, о том, что такое права человека в 21 веке, что такое цивилизованное сосуществование и подумать о тех заявлениях, которые он делает в этой области. Подумать о том, что мы живем не на необитаемом  острове, о том, что весь мир практически все знает и все видит и, исходя из этого, делать реальные шаги на встречу гуманизму и человеческому бытию, а не уходить в 17-18 век, в колониальные дебри. Заявлять можно все что угодно, но есть факты, есть реальные вещи мимо которых пройти не возможно. То, что миротворческие операции находятся в кризисе - налицо и сколько бы кто не заявлял о том, что статус-кво не изменится, он изменится обязательно".

Комментируя спецоперацию правоохранительных органов Южной Осетии по освобождению одиннадцатилетнего мальчика, которая проводилась на территории контролируемой грузинскими властями, Хаиндрава сказал: "естественно, что спецоперация проводилась на территории Грузии и мы очень рады, что господин Миндзаев сам это подчеркивает и понимает, что Цхинвали это территория Грузии". 

"Мы только приветствуем подобные шаги, этот факт воодушевляет, и я думаю, какие бы политические  противоречия не были бы между нами одиннадцатилетние дети в этом абсолютно не должны участвовать, это никак не должно влиять на их жизнь и безопасность.  Поэтому естественно мы благодарны нашим осетинским коллегам, что они освободили мальчика и считаем, что это как раз то направление, в котором мы обязательно должны сотрудничать  и это может быть хорошим примером для дальнейшего развития наших взаимоотношений. То, что ребенок слышал только грузинскую и русскую речь во время своего заточения говорит о том, что в этом преступлении принимали участие люди, для которых русский язык или родной или разговорный язык", - заявил Хаиндрава, отметив, что большинство населения живущего на территории Цхинвальского региона владеет обоими языками, так что в этом нет ничего удивительного.

Автор:Светлана Мкртычян, собственный корреспондент <a href="http://www.kavkaz-uzel.ru/">"Кавказского узла"</a>