В течение двух вечеров 5 и 6 декабря в клубе "Жесть" в Москве прошла презентация миротворческих документальных фильмов и дискуссии, посвященные вооруженным конфликтам постсоветского периода на Южном Кавказе: грузино-абхазскому и карабахскому.
"Представительство Фонда Белля на Южном Кавказе совместно с британской организацией "Ресурсы примирения" инициировали эти фильмы совместной абхазско-грузинской киножурналистской группы, - пояснил корреспонденту "Кавказского узла" Йенс Зигерт, глава представительства Фонда им. Генриха Белля в Москве, организовавшего киносеансы. - Фильмы показывались уже во многих местах: в Грузии (даже на государственном телевидении), Армении, Азербайджане, Нагорном Карабахе, Абхазии - но, уже не по телевидению, а в таком формате, как здесь. В европейских городах: Лондоне, Берлине, во Франкфурте-на-Майне. Мы намерены показывать эти фильмы и в других местах, например в Турции, где у нас тоже есть офис. Это часть нашей просветительской работы. Мы хотим показать конфликт другими глазами, с другой точки зрения, чтобы облегчить понимание между сторонами конфликта и дальнейшее примирение. Нам кажется, что здесь, как бы на нейтральной территории, сторонам конфликта легче говорить друг с другом".
Фильм режиссера Мамуки Купарадзе "Абхазия - сторона конфликта", показанный в понедельник, был снят грузинской Ассоциацией "Студия Ре". Мнения грузин представила в своей ленте "Ожидание - 10 лет спустя" абхазская группа независимых тележурналистов под руководством режиссера Светланы Корзая. Режиссером фильма "Карабах" выступил руководитель проекта и тбилисской "Студии Ре" Михеил Мирзиашвили. Над последней лентой работали также Мамуки Купарадзе, Светлана Корзая и другие абхазские и грузинские журналисты. Сняты фильмы были в 2004 году.
Все эти документальные киноленты рассказывают об одном - о том, что думают простые люди о методах решения конфликтов на их земле, что думают друг о друге грузины и абхазы, армяне и азербайджанцы спустя годы после войны. В фильмах представлены мнения жителей самопровозглашенных государств, беженцев из зон конфликтов, бывших участников боевых действий, представителей неправительственных организаций.
Из фильмов видно, что взаимная неприязнь, страх - чувства рожденные войной - хоть и притупились, но еще очень сильны. Более спокойно, уверенно в себе, настроены жители непризнанных Абхазии и Нагорного Карабаха. Грузинские и азербайджанские беженцы из этих республик, живущие, все годы после войны, по выражению одного из них, - "на чемоданах", лишенные элементарных удобств - с болью на лицах рассказывают о том, как мечтают вернуться домой. Большинство из них, как и бывшие участники боевых действий со стороны Азербайджана и Грузии, высказывают желание вернуть отторгнутые от их государств территории, в том числе не исключая силовые методы. Но все же, многие люди, говорят о том, что они против возобновления войны, не смотря ни на какие обстоятельства.
"Идея состояла в том, чтобы донести до наших разделенных конфликтом обществ информацию о другой стороне. Для грузинской стороны показать, что думают абхазы, чего они опасаются. В Грузии есть ложное представление, что все известно про абхазское общество. Нам бы хотелось показать ту логику, которая есть там, которая объясняет позицию абхазов быть независимыми. То же самое с другой стороны. Нам бы хотелось, чтобы абхазское общество тоже имело представление, какая позиция, какая логика на грузинской стороне. Чтобы у наших обществ, патриотами которых мы являемся - грузинские журналисты и абхазские журналисты - была адекватная информация, позволяющая адекватно реагировать на происходящее", - сказал после демонстрации фильмов об грузино-абхазском конфликте корреспонденту "Кавказского узла" руководитель проекта миротворческих фильмов Михеил Мирзиашвили.
Те же принципы и цели преследовались и при съемках фильма "Карабах". По словам Мирзиашвили, снимая фильм про армяно-азербайджанский конфликт, киногруппа хотела показать взгляд на него со стороны людей из соседней страны, в которой тоже произошло подобное кровопролитное противостояние. Пытались показать общие черты и различия послевоенной ситуации в Грузии и Азербайджане, Абхазии и Нагорном Карабахе. "В нашем конфликте антагонизма между людьми меньше, чем в карабахском", - делает вывод тбилисский режиссер, - там взаимная неприязнь гораздо выше". По его мнению, "конфликты должны решаться мирно, но невозможно решить конфликт только признанием Карабаха или Абхазии, необходимо, чтобы к этому пришло сознание людей".
После показов авторы организуют дискуссии на темы, затронутые в кинолентах. Прошла такая дискуссия при поддержке Фонда Белля и в клубе "Жесть" в Москве. В ней живо участвовали москвичи, в основном бывшие жители конфликтных регионов. Мнения, высказывались очень полярные, но все, так или иначе, сходились в одном - их родине нужен мир.