14 декабря состоится встреча президента Нагорного Карабаха Аркадия Гукасяна с сопредседателями Минской группы ОБСЕ, которые намерены представить сторонам карабахского конфликта новые предложения по урегулированию.
Нынешний визит сопредседателей в регион эксперты рассматривают в контексте начавшихся переговоров Евросоюза со странами Южного Кавказа по программе "Расширенная Европа: новые соседи".
"Мы считаем, что вопрос должен быть решен на основе компромиссов, путем переговоров и мирным путем. И в этом смысле Армения проявила достаточную гибкость для приближения желаемого решения", - заявил Вардан Осканян.
В обществе Нагорного Карабаха продолжают активно обсуждать предложения Международной кризисной группы, считая, что именно эти идеи легли в основу новых предложений Минской группы. Одним из основных идей МКГ стало предложение о повторном референдуме.
Напомним, что 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, по итогам которого 99,8% голосовавших высказались за независимость республики. Жители Карабаха азербайджанской национальности не приняли участия в референдуме, хотя имели такую возможность. Как отметил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" бывший представитель президента России по карабахской проблеме Владимир Казимиров, неучастие азербайджанцев произошло "по указке из Баку".
Корреспондент "Кавказского узла" обратился к бывшему советнику председателя Верховного совета Нагорного Карабаха первого созыва (1992-93 гг.) Сергею Калантаряну с просьбой прокомментировать возможные последствия повторного референдума.
"Когда говорится о референдуме, то возникают два вопроса: о чем будут голосовать люди, и кто конкретно будет голосовать? Предположим, что референдум будет о статусе Нагорного Карабаха. А что такое Нагорный Карабах сегодня в территориальном плане? О каких территориях будет идти речь на референдуме? Я не думаю, что кто-то из армянских политиков может предположить, что будет поставлен вопрос о территории большей, чем бывшая НКАО. Таким образом, сам факт согласия на проведение референдума будет означать согласие на сдачу Азербайджану всей "зоны безопасности"", - отметил Сергей Калантарян.
По его мнению, уже одно это должно привести к неприятию понятия "нового референдума" у всех, кто так или иначе занимается реальной политикой.
Второй вопрос: кто конкретно будет голосовать? "По всей "международной логике" принятия подобных решений возможность голосования "должна быть" предоставлена и бывшему населению Нагорного Карабаха. Но, чтобы получить право на голос, они должны вернуться в Карабах. Куда же они вернутся? Есть ли в Карабахе хоть одна свободная квартира или дом, который ожидает возвращенцев? А ведь большинство тех, кто по принципам тех же международных организаций теоретически имеют право на участие в референдуме, уже обустроились в других местах и вряд ли захотят вернуться. А те, кто до сих пор проживают в палатках (если такие есть), вряд ли согласятся покинуть уже обжитые палатки на родной азербайджанской земле и переселиться в другие палатки туда, где их совсем не ждут. Правда, Азербайджан будет иметь хорошую возможность переселить под видом беженцев своих боевиков, которые будут находиться еще и под защитой международных сил", - отметил С. Калантарян.