Сопредседатели Минской группы в Ереване встретились с президентами Армении и Карабаха. "После визита сопредседателей осталось больше вопросов, чем ответов, - сказал в интервью корреспонденту "Кавказского узла" эксперт из Нагорного Карабаха, - Очевидно одно: ожидаемого прорыва не случилось. Судя по всему, Гукасян высказал строптивость. Хотя и в его заявлениях были определенные нестыковки".
В ходе брифинга после встречи с сопредседателями Аркадий Гукасян заявил, что армянская сторона может сейчас получить больше, чем ей было предложено в 1997. Если вспомнить, что тогда был предложен вариант "Общего государства", можно полагать, что сейчас речь идет о признании независимости Карабаха от Азербайджана. Более того, Гукасян обещал, что Карабах никогда не будет возвращен Азербайджану, напомнил эксперт.
В то же время, по словам Гукасяна, письменных предложений, подтверждающих это, не было. Сами сопредседатели заявляют, что предложения были представлены. Как отметил президент Гукасян, в ходе встреч обсуждался вопрос статуса Карабаха. "Я подчеркнул, что до решения вопроса статуса никаких разговоров о территориях не может быть", - сказал перзидент. По словам эксперта, странно то, что на вопрос, на какой же территории будет определен статус, Гукасян заметил, что не стоит раскрывать карты сейчас. "Получается, что территории рассматриваются вне контекста статуса. Это совершенно неприемлемо для Карабаха с точки зрения безопасности. И политологи, и общественные организации Карабаха уже высказались за недопустимость сдачи каких-либо территорий, представялющих для жителей Карабаха ценность в контексте безопасности", - сказал эксперт.
Он также неоднозначно оценил заявления президента Карабаха по поводу повторного референдума. По словам Аркадия Гукасяна, в Карабахе уже был референдум, но "его результаты не признаны ни Азербайджаном, ни международным сообществом" Если Азербайджан и международное сообщество обещают признать результаты повторного референдума, то эта идея для нас приемлема, сказал Гукасян. "Само по себе странное заявление, тем более, что президент не уточнил, в рамках каких границ должен быть проведен новый референдум", - заметил эксперт.
Прогнозы о решении карабахского конфликта в 2006 году Гукасян назвал "благими пожеланиями". Тем более, ничего нового посредниками предложено не было - это были старые идеи в новых вариациях. Его "поправил" министр иностранных дел Вардан Осканян, который отмтеил, что подвижки есть.
"Единственно новым стало заявление сопредседателей Минской группы о реанимации полноценного формата переговоров с подключением Карабаха. Юрий Мерзляков отметил, что участие в переговорах Нагорного Карабаха является неизбежным", - отметил эксперт, оценив этот факт как положительный.
"Самый главный вопрос на сегодня - это исключение возможности возобновления войны и подписание соглашения о мире, - заявил Аркадий Гукасян.- Я не считаю, что на сегодняшний день существуют военные, стратегические или экономические причины для возобновления войны". Президент подтвердил потери в личном составе армии в результате "войны снайперов". "Если напротив тебя стоит враг с ружьем, который завтра может напасть на тебя, ты ничего ему уступать не можешь. Поэтому речь идет о том, чтобы создать условия, когда мы сможем не враждовать, а строить совместное будущее. Совместное не в плане единого государства, а в смысле добрососедских отношений. Вот этого, к сожалению, сегодня нет", - заявил президент Нагорного Карабаха.