Некоторые политологи в Кабардино-Балкарии убеждены, что Нахушева похитили его бывшие заместители, члены джамаата Кабардино-Балкарии. "Есть два варианта - он сам прячется из-за каких-то своих грехов или его прячут. Если брать первый вариант, то серьезных оснований, так думать нет. Тем более, что недавно президент республики Арсен Каноков официально озвучил свое мнение, что он готов к диалогу с представителями джамаата Кабардино-Балкарии и встрече с Русланом Нахушевым, - заявил сегодня корреспонденту "Кавказского узла" директор молодежной общественной организации "Институт проблем молодежи", депутат парламента Кабардино-Балкарии, член "Единой России" Борис Паштов. - А если пригласили к диалогу, то нет смысла прятаться, нет логики в таких действиях".
"Значит это похищение. У нас в республике существует стереотип - если пропал человек, то тень падает на силовые органы. Но нужно ли им сегодня это? Если он владел какой-то информацией об органах, то мне кажется, уже столько на них налили, что еще один ушат вряд ли может что-то дать, - продолжает Паштов. - Второй стороне - радикалам - это может быть выгодно. Руслан имеет определенное влияние, связи и начало через него диалога власти и умеренного крыла джамаата ведет к расколу в нем. Следовательно, происходит потеря управляемости в джамаате. И, следовательно, радикалам выгоднее его исчезновение, чем официальным структурам".
По мнению депутата, "у силовых органов и так уже достаточно компромата на Нахушева, что бы его держать в подвешенном состоянии". "Но они до сих пор молчат, не выдвигают обвинения. Могли его вполне арестовать 4 ноября, в здании УФСБ. Тем более, что сейчас на их стороне очень сильное общественное мнение, - говорит Паштов. - Если бы его арестовали и предъявили веские доказательства, то никто бы особо не протестовал. Так, что больше оснований для похищения все-таки у организаторов джамаата".
По мнению Паштова, именно радикально настроенная часть членов джамаата Кабардино-Балкарии опасалась намечающегося диалога с властью. "Они, как зомбированные, могут слушать спокойно, но в какой-то момент даже не спорят, а просто встают и уходят. А диалог предполагает двухстороннее общение, следовательно, к диалогу они не способны и диалог их пугает", - подчеркивает Паштов.
По словам Паштова, "большинство молодежи не поддерживает напавших на город. Молодежь может говорить, что мы хотим молиться, веровать, но я могу ответственно говорить, что серьезно ни одна религия у нас не прижилась, мы скорее язычники, чем мусульмане". "Языческие и христианские элементы - изначальные, затем элементы мусульманские, пришедшие сравнительно недавно, плюс советский атеизм, все смешалось здесь. Поэтому ждать в Кабардино-Балкарии религиозного взрыва не стоит, - продолжает директор молодежной общественной организации "Институт проблем молодежи". - Тем более, что напавшие на Нальчик нанесли удар по исламу очень серьезный. Я лично знаю примеры, когда сын хочет молиться, а отец ему говорит, я тебе ноги переломаю, если в мечеть пойдешь. И если отвечать на вопрос, какое мы государство - религиозно-светское или наоборот, то большинство скажет - светско-религиозное".
По мнению Паштова, есть и еще один очень серьезный мотив похищения Нахушева. "Из него могут сделать мученика за веру. Если, не дай Бог, его найдут убитым, то для определенной части он может стать знаменем борьбы, мучеником, погибшим за веру от рук палачей. На определенную часть молодежи это может подействовать", - считает собеседник "Кавказского узла".
"После исчезновения Руслана Нахушева, власти, если захотят вести диалог с умеренными членами джамаата, придется менять и тактику, подходы, искать новых людей и новые формы. Все-таки Нахушев был наиболее авторитетным посредником. И именно поэтому Каноков хотел с ним встретится и через него попытаться наладить диалог, - говорит Борис Паштов. - Все зависит от того, готовы ли все ветви власти, общественность к диалогу? Готова ли та сторона? Может быть, стоит начать не с ядра джамаата, а с группы риска - тех, кто рядом, но еще не увяз окончательно".
По мнению Паштова, "сейчас со стороны власти есть какое-то понимание необходимости диалога. Новый президент Кабардино-Балкарии это озвучил, он готов сделать первый шаг на встречу". "Власть после слов президента вроде бы опомнилась, но есть и старые чиновники, которые считают, что можно все сделать одними репрессиями. Они и завтра не опомнятся, потому что не вписываются в новые реалии", - подчеркнул депутат республиканского собрания Борис Паштов.
Напомним, что 4 октября Руслан Нахушев был вызван на беседу в УФСБ Кабардино-Балкарии. В 19 часов он покинул здание Управления и шел пешком к себе в офис. Своего заместителя Руслан попросил вынести ему ключи от его автомобиля, который стоял перед офисом. Когда заместитель вынес ключи, Руслана на улице не оказалось. Первые несколько минут после этого его мобильный телефон еще работал. Кто-то брал трубку и сразу сбрасывал звонок. Затем телефон выключили.
8 ноября прокуратура Кабардино-Балкарии возбудила уголовное дело по факту исчезновения в Нальчике директора Института исламских исследований и координатора Российского исламского наследия на Северном Кавказе Руслана Нахушева.
По факту исчезновения в Кабардино-Балкарии Руслана Нахушева возбуждено уголовное дело по статье 126 УК РФ (похищение человека).