16:31 / 15.11.2005Азербайджан: проверка демократических намерений Алиева

С тех пор, как в 2003 году Ильхам Алиев заменил своего отца Гейдара на посту президента, эксперты, уже много лет наблюдающие за событиями в Азербайджане, задаются вопросом, является ли 43-летний президент реформатором по западному стилю или авторитарным лидером по образцу своего отца?

Пока что можно говорить и о том, и о другом. Алиев-младший частично изменил советский стиль правления в Азербайджане - например, осуществил реформы полиции. Однако от широкомасштабных изменений, способных ликвидировать саму систему, он воздерживается.

Многие эксперты надеялись, что парламентские выборы 6 ноября помогут дать ответ на заданный вопрос. Предполагалось, что либо голосование будет сравнительно свободным и справедливым, и подтвердило бы демократическое направление Алиева, либо произойдет фальсификация, что будет говорить об отсутствии у него намерений проводить реформы по западному образцу.

По мнению многих, политическое будущее Азербайджана и в дальнейшем политика западных стран по отношению к этой богатой нефтью стране, зависело от того, какой вариант будет выбран.

Но несколько дней спустя после дня выборов в новый Милли Меджлис, парламент страны, вопрос не только не прояснился, но стал еще запутанней.

Во время выборов выявилось множество нарушений. По заявлению международных наблюдателей от ОБСЕ, на большом числе участков процесс был "плохим или очень плохим".

Одновременно эксперты и западные дипломаты указывают на решимость президента Алиева осуществить основательную реформу избирательной системы - например, ввести в практику независимый опрос проголосовавших избирателей (эксит-поллы), маркировку пальцев избирателей несмываемыми чернилами, чтобы предотвратить повторное голосование, и дать возможность баллотироваться на выборах многим кандидатам.

По мнению этих экспертов, подобные действия, а также твердое предписание местным властям не вмешиваться в процесс голосования, указывают на добрые намерения проезтидента. Тем самым, получается, вину за фальсификацию следует возлагать не на Алиева, а на местные власти и, может быть, на некоторых высокопоставленных членов его правительства, которые подорвали процесс либо по привычке, либо намеренно.

Но тогда в дополнение к первому вопросу после выборов возникает уже и другой. Многие, задававшиеся вопросом, является ли президент демократом или диктатором, теперь уже не уверены, владеет ли он вообще ситуацией в стране в полной мере.

Однако в этих двух вопросах содержится противоречие. Получается, что Алиев демократ только в том случае, если ситуация в стране ему неподконтрольна.

Некоторые сторонники Алиева утверждают, что он политик нового типа, борющийся против политической системы, созданной его отцом.

Но ряд наблюдателей замечают, что слабый президент не принесет ничего хорошего Азербайджану.

"Существует теория "хорошего царя" - это когда люди верят, что ничего плохого бы не происходило, если президент знал бы об этом, - сказал один из западных аналитиков, не пожелавший разглашения своего имени. - И если в этом случае это и в самом деле так, перспектива выглядит пугающей".

Слабый лидер опасен не только потому, что ему будет трудно проводить реформы. Существует также опасность, что разногласия внутри правящей в Азербайджане партии "Йени Азербайджан" ("Новый Азербайджан"), ставшие очевидными во время предвыборной кампании, могут усугубиться и дестабилизировать ситуацию в стране.

С другой стороны, если Алиев владеет политической ситуацией в стране, получается, что он, подобно отцу - игрок типа Макиавелли, способный ослаблять оппозицию и одновременно дурачить правительства западных стран своей демократической риторикой.

Есть и третий аргумент, согласно которому правда где-то между этими суждениями. Сторонники этого взгляда утверждают, что Алиев осуществляет неполный контроль, но он и не так слаб, чтобы поставить будущее Азербайджана под сомнение.

Он реформатор, но не позволит демократии и свободному рынку поставить под сомнение собственную власть. По мнению приверженцев этой точки зрения, Алиев и в самом деле хочет, чтобы он всерьез воспринимался на международной арене как лидер западного стиля, а не авторитарный правитель крохотной постсоветской страны, охваченной коррупцией.

"Больше всего Ильхам желает, чтобы Запад смотрел на него как на легитимного главу состоявшейся страны", - сказал один из западных обозревателей.

Следовательно, наблюдателям предстоит внимательно следить за развитием событий после выборов.

Если Алиев предпримет решительные меры по искоренению нарушений, допущенных во время выборов, и накажет ответственных за фальсификацию, он сможет, наверное, доказать, что он больший демократ, чем говорят его критики, и имеет над страной больше власти, чем многие полагают.

Он уже освободил с занимаемых должностей двух руководителей районов за то, то они не выполнили его указаний не вмешиваться в процесс голосования. До этого ЦИК аннулировала результаты голосования в обоих округах. По меньшей мере еще в двух округах подсчет голосов должен быть проведен повторно, в результате чего в одном из них может победить лидер оппозиционного Народного фронта Али Керимли.

Западные дипломаты говорят, что это кажется хорошим началом, однако следует еще убедиться, насколько далеко процесс пересмотра результатов может зайти.

Увольнения и пересчет голосов могут оказаться лишь ширмой для Запада или тактикой в переговорах с оппозиционными блоками "Азадлыг" ("Свобода") и "Йени сиясет" ("Новая политика"), которым досталось лишь незначительное число мест в новом парламенте.

Правительства западных стран выступили с критикой результатов голосования, но от них не были слышны какие-либо угрозы предпринять что-либо в этой связи.

Вслед за ОБСЕ, Государственный департамент США выступил с заявлением о том, что выборы "не соответствовали некоторым международным стандартам". Отмечалось также "выраженное президентом Алиевым намерение исправить положение".

Официальные представители Вашингтона, для которых строительство демократии на Кавказе является основной политической задачей, говорят, что в настоящее время они не станут увязывать свою политику непосредственно с выборами.

Возможной реакцией может стать осуждение руководства Азербайджана на Парламентской ассамблее Совета Европы в январе будущего года или выговор Алиеву от президента Джорджа Буша. А как говорят, Ильхам Алиев хочет добиться приглашения в Белый Дом.

В обоих случаях самолюбие Алиева, который ревностно следит за сохранением своей репутации, будет уязвлено. Но нельзя сказать, насколько эффективной может оказаться любая из этих мер.

Сам Азербайджан находится сегодня в сильной позиции, так как США и Европе эта прикаспийская страна нужна больше, чем они ей. Ожидается, что с будущего года страна начнет получать огромные доходы от добычи нефти с Каспия. К тому же, военный альянс между Баку и Вашингтоном с каждым годом укрепляется.

По мнению одного европейского дипломата, настроение в посольствах западных стран сейчас можно определить словами "подождем, посмотрим".

Дэвид Стерн, тренер/редактор IWPR по Кавказу.

Опубликовано 13 ноября 2005 года.

Автор: