Корреспондент "Кавказского узла" в настоящее время находится на месте раскопок промышленного горна, найденного археологами на территории Селитренного городища в Харабалинском районе Астраханской области. Ученые проводят предварительный анализ находки и уже делают первые выводы.
По словам Е.М. Пигарева, руководителя экспедиции, горн представлял собой крупный промышленный объект, предназначенный для выпуска большого количества изделий одновременно. Вероятно, работы были высоко специализированы. Производство могло быть организовано в виде некоего прото-конвейера. При этом масштабы изготовления продукции были для того времени колоссальными. "Судя по найденным в горне и рядом сосудам, за одну топку в нем могло изготавливаться до нескольких сот единиц керамики", - предположил Е.М. Пигарев.
При осмотре объекта видно, что стены топочной (нижней) камеры, как и камеры обжига, сделаны из сырцового кирпича. Но так как в топочной камере в результате горения топлива температура достигала 1000-1200 градусов, кирпичные стены оплавились и превратились в нечто похожее на стеклобетон.
"Сам горн относится к огромной керамической мастерской", - отметил Е.М. Пигарев. - По современным понятиям - это фабрика, которая была вынесена за пределы жилой части города". По славам археолога, в ней находилось несколько десятков горнов для обжига как посуды, так и кирпича. "Все это было направлено не на импорт, а на обеспечение потребностей внутреннего столичного рынка. Огромный город требовал соответственно большое количество глиняной посуды для повседневных нужд и кирпича для строительства", - отметил Е.М. Пигарев. По его словам данный памятник имеет огромное значение в изучении истории Золотой орды, так как он несет в себе огромное количество уникальной информации о промышленном развитии ее столицы.
В настоящее время исследователи памятника ведут переговоры с властями Астраханской области по вопросам сохранения объекта для музеефикации и его дальнейшего использования в туристических программах. К сожалению, по словам Е.М. Пигарева, пока понимания со стороны региональных чиновников нет.