10 января командующий ССПМ в зоне грузино-осетинского конфликта генерал-майор М.Кулахметов провел пресс-конференцию для СМИ Южной Осетии. Необходимость проведения такой встречи с прессой была продиктована ситуацией, складывающейся вокруг деятельности Смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ) в зоне грузино-осетинского конфликта в связи с решением грузинского парламента потребовать вывода ССПМ, "если до 10 февраля 2006 года не будет достигнут успех в их деятельности".
М.Кулахметов прокомментировал недавнее заявление главы миссии ОБСЕ в Грузии Р.Рива о том, что командующий ССПМ обвинил Минобороны Южной Осетии в отсутствии гарантий безопасности для наблюдателей во время мониторинга: "Я сожалею, что господина посла неправильно информировали о том, что происходило на служебном совещании. В соответствии с договоренностями, еще перед Новым годом начался мониторинг зоны конфликта. Естественно, возникали какие-то вопросы, но мониторинг шел. Перед Новым годом нами было принято решение этот мониторинг временно приостановить на время праздников. Но кто-то захотел из этого что-то извлечь, и посла неправильно информировали. Заявление Р.Рива необоснованно. Мне не хочется думать, что это заявление - какой-то запланированный шаг. Будем думать, что это недоразумение".
9 января прошла внеочередная ротация личного состава грузинского миротворческого батальона в зоне конфликта. Это стало поводом для резкого осуждения со стороны югоосетинской части Смешанной контрольной комиссии (СКК), поскольку, нарушая миротворческий мандат, Грузия, тем не менее, предъявляет претензии к российскому батальону в "отсутствии прогресса". В связи с этим генерал-майор Кулахметов сообщил, что ротация состоялась. Вышло из зоны конфликта 189 человек, вошло 180. Предыдущая ротация состоялась два месяца назад, хотя по графику она должна проводиться не чаще, чем раз в полгода. "То, что грузинская сторона нарушает график ротации, это факт, - заявил Командующий ССПМ. - Грузинская сторона это никак не мотивирует. Но я могу сказать как военный, по какой причине это происходит: понятно, что грузинское вооруженные силы поставлены в жесткие рамки теми программами, которые финансируют США, они не могут не выполнять их, это конкретные деньги, их вооруженные силы содержатся на эти деньги. А в соответствии с этими программами есть еще необходимость подготовки личного состава, выполнения задач, т.е. подготовительные программы. Поэтому у них нет в наличии свободного подразделения, которое они могли бы полгода держать здесь. Я как военный человек могу это видеть. Второе - это военная составляющая. Ясно, что чем чаще эти подразделения бывают в зоне конфликта, тем они больше знакомятся с местностью, больше вникают в ситуацию, больше приближены к реальности".
Кроме того, командующий сообщил, что войска проходили подготовку по американской программе. Личный состав этого батальона в основной массе убыл недавно в Ирак, а оставшаяся часть прибыла в Южную Осетию для выполнения миротворческих задач. М.Кулахметов напомнил, что во время событий на объездной дороге в Южной Осетии, когда были зафиксированы бойцы грузинского спецназа, обстрелявшие осетинский пост охраны, осетинская сторона жестко потребовала вывода Коджорского батальона, который составлял миротворческий контингент. В результате ротации он был заменен на пехотное подразделение.
10 февраля истекает срок, назначенный парламентом Грузии для рассмотрения вопроса соответствия миротворческого контингента своему прямому назначению. В связи с этим командующий ССПМ выразил недоумение: "Все мы взрослые люди и должны понимать, что это просто игра слов. Что является мерилом этого прогресса? Кто будет определять наличие или отсутствие прогресса? Хотя, если посмотреть по динамике, я считаю, что тенденция развивается позитивно. Понятно, что эти постоянные заявления грузинских лидеров расшатывают ситуацию. Невозможно приступить к разоружению, если нет доверия. Единственный путь - только мирное урегулирование вопроса. Только путем переговоров можно добиться разрешения этого вопроса. Поэтому необходимы создание совместной группы сторон и выработка совместного плана урегулирования конфликта. Без этого не будет найдено общего языка, не будет доверия сторон друг к другу", - сказал генерал-майор М.Кулахметов.