Финансовое положение Северного Кавказа в целом неустойчивое, поскольку бюджеты некоторых субъектов федерации дефицитны: их собственные доходы существенно ниже необходимых расходов. Отсюда следует высокая зависимость от финансирования из федерального бюджета и от принципов бюджетно-налогового федерализма.
Начиная с 1994 г. субъекты РФ на Северном Кавказе получают специальные финансовые отчисления (трансферты) из Федерального фонда финансовой поддержки регионам (ФФПР). Цель этого Фонда: выравнивание уровней среднедушевых бюджетных доходов субъектов РФ для наиболее полного финансирования усредненных расходов, а также смягчение дефицитов территориальных бюджетов. В 1998 г., согласно Закону Российской Федерации "О бюджете на 1998 г.", ФФПР формировался из 14% от общей суммы налогов, поступающих в доходную часть федерального бюджета, за исключением доходов от таможенных пошлин и сборов, а также доходов целевых бюджетных фондов. Сформированный таким образом фонд затем перераспределяется среди субъектов Федерации, каждому из которых Федеральный закон определяет долю от общих финансов Фонда. Среди 22 субъектов РФ, потребность которых в трансфертах составляет от 70 до 95% их бюджетных расходов, находятся 19 национально-территориальных образований, в т. ч. республики Северного Кавказа.
Как следует из табл. 14, все субъекты СКЭР, в т.ч. и Чечня, относятся к дотационным, т. е. получают трансферты из ФФПР, при этом всего на Северный Кавказ приходится более 21% средств Фонда (в 1995 г. - 14,76%). Наиболее высокий удельный вес в общем объеме федеральной помощи из ФФПР имеет Дагестан (более 5%), по 3% получают Кабардино-Балкария и Ростовская область, более 2% - Краснодарский и Ставропольский края. Долевое распределение трансфертов представляется в целом целесообразным с учетом выделения прежде всего приграничных территорий ("нового российского приграничья") как нуждающихся в подпитке собственных бюджетов на обустройство беженцев и переселенцев. В то же время, предоставление трансфертов Кабардино-Балкарии с чисто экономических позиций вызывает вопросы, хотя политически это оправдано и лояльностью республики к центру, и близостью к зонам конфликтов. Общая тенденция к росту трансфертов для Северного Кавказа свидетельствует о серьезном отношении федерального центра к этому российскому региону.
Внутри СКЭР система финансовых отношений с федеральным бюджетом, безусловно, требует совершенствования. Обращает на себя внимания разный "вес" трансфертов в "условно чистых" доходах региона (см. табл. 14). Если для Ингушетии их доля в доходной части территориального бюджета превышала 79%, Адыгеи и Дагестана - 50%, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии - приближалась к 45-46%, то в ряде субъектов трансферты менее существенны для доходов бюджета: в Ростовской области - 23%, Краснодарском крае - всего 19% (1996 г.).
Несмотря на существующую дифференциацию доли трансфертных платежей, нельзя не признать их положительную роль в преодолении дефицитности бюджета регионов Северного Кавказа и в увеличении доходных статей.
С учетом трансфертов из ФФПР состояние бюджетов (в среднедушевом исчислении) по сравнению с общероссийской ситуацией отличается в лучшую сторону. Дефицит бюджета был только в 5 субъектах из 10 по итогам 1998 г. (Адыгея, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Ставропольский край и Ростовская область), причем в меньших размерах, чем в целом по РФ. Бюджеты Дагестана, Ингушетии, Краснодарского края и Карачаево-Черкесии, с учетом трансфертных доходов, выполнены с профицитом (табл. 15).
Наряду с дотационными регионами, куда вошли все субъекты Северного Кавказа, согласно Постановлению Правительства РФ от 19 сентября 1998 г., были выделены еще и депрессивные регионы (всего в России по состоянию на 1998 г. их 28). По определению, "депрессивный регион - это субъект Федерации, переживающий экономический кризис, который выражается в низком валовом региональном продукте в расчете на душу населения, в сильном спаде производства, высоком уровне безработицы, низком уровне денежных доходов (прежде всего - заработной платы) и низком уровне жизни населения". На Северном Кавказе было выделено 5 депрессивных регионов, которым, помимо трансфертов из Фонда финансовой поддержки регионам, Минфин РФ из федерального бюджета направило средства для дополнительной помощи. Такую помощь получили (в млн. руб.): Адыгея - 40, Карачаево-Черкесия - 19,1, Дагестан - 200, Северная Осетия - 59,8, Ингушетия - 9,8, а также Сочи, Краснодарский край - 27,7 для проведения экологических мероприятий.