В прошлом номере мы писали о промежуточных итогах спецоперации, начавшейся 3 января в ущелье близ сел. Гимры Унцукульского района. Собственно, за неделю после выхода номера никаких существенных изменений в ходе спецоперации не произошло.
Прояснилась ситуация недельной давности, когда тело одного из омоновцев не могли найти два дня. Как нам стало известно, милиционеры попали в тщательно продуманную засаду. Сразу после окружения ущелья и блокирования возможных путей отхода сотрудники правоохранительных органов начали прочёску местности. Боевики, засевшие в верховьях ущелья, увидев с наблюдательного пункта, что группа сотрудников МВД движется к ним по тропе, направили одного стрелка на возвышавшуюся над тропой высотку. В момент приближения милиционеров с занятой возвышенности по ним был открыт огонь, привлёкший всё внимание силовиков. В то же время снайпер из числа боевиков, который предварительно залёг в удобном для себя месте, открыл прицельный огонь по группе милиционеров. Первый же выстрел попал милиционеру в голову, другой был тяжело ранен, а ещё один ранен в ногу, но смог выйти из зоны обстрела. Один из первых двух омоновцев упал с обрыва и скатился по скалистому склону метров на 30 вниз. Его тело нашли только через два дня.
После первых потерь руководство МВД РД вполне закономерно решило привлечь к спецоперации силы внутренних войск (102-ю бригаду ВВ из Махачкалы), подразделения Министерства обороны (136-ю мотострелковую бригаду МО из Буйнакска). Через два дня после начала спецоперации к месту её проведения была стянута артиллерия (гаубицы из 77-й бригады морской пехоты в Каспийске) и привлечена авиация (вертолёты из ОГВ в Ханкале ЧР). Участвовали в операции и спецгруппы ОМОНа, СОБРа, спецназа ГРУ и морские пехотинцы. Всего было задействовано до 800 человек.
У МВД РД была оперативная информация о том, что в ущелье находится руководитель террористической группировки, называющей себя «Шариат», Омар Шейхулаев, что и послужило причиной проведения столь масштабной спецоперации. Но в то же время ясно, что без помощи выходцев из села Гимры скрываться на их земле боевики самостоятельно не могли. В прошлом номере мы высказывали предположение, что там, скорее всего, скрываются члены экстремистской группы выходцев из села Гимры, которых джамаат «попросил» из села. Но, судя по всему, в ущелье близ Гимров скрывались, а возможно, и до сих пор скрываются и члены террористических групп, которые не являются гимринцами. По крайней мере, как стало известно из радиоперехвата переговоров террористов, в ущелье погибли трое боевиков: один лакец по национальности и двое чеченцев. Во-первых, нужно учесть, что сам Шейхулаев – лакец, так что если боевики не пустили «дезу», то, скорее всего, погиб он сам. Дело в том, что среди живых членов руководства террористической группировки «Шариат» не осталось больше этнических лакцев. Двое других террористов, которые в прошлом составляли костяк группировки и, скорее всего, находились в ущелье, не являются лакцами. Шамиль Абидов – даргинец родом из Сергокалинского района, а Магомед Салихов – аварец, родители которого из Цумадинского района. Какие чеченцы погибли в Унцукульском районе, значительно удалённом от соседней республики, – остаётся загадкой. Чеченцы, действующие в Дагестане, ограничиваются Хасавюртовским регионом и приграничными районами, а в терактах, происходивших за пределами этой зоны, их участие пока не наблюдалось. Со своей стороны выдвинем предположение, что, возможно, чеченцами были названы гимринцы, прошедшие боевые действия в Чечне, а таковых среди них было около двух десятков человек. Так же, как воевавшие в Афганистане советские солдаты называются у нас «афганцами». По такой же аналогии и гимринцев, прошедших чеченскую войну, вполне могли назвать чеченцами.
В общем, по итогам операции найдены и подорваны три спецукрытия (или бункеры, блиндажи) боевиков. Сами боевики, возможно, всё ещё скрываются в лесистом ущелье, которое вдоль и поперёк испещрено ледяными торосами, скальными обрывами и пещерами. В некоторых из них вполне могут укрыться до 300 человек. В этом отношении окрестности Гимров являются идеальным местом, которое можно сравнить даже с Бермудским треугольником. Но и глупо было бы думать, что МВД закончило на этом работу в окрестностях Гимров. Так что в ближайшее время можно ожидать в этом регионе продолжения спецопераций, но уже проведённых намного более оперативно и с привлечением ограниченного количества силовиков, поскольку большие войсковые операции показали в данном случае их низкую эффективность.
Марко Шахбанов
Опубликовано в номере 2 2006 года