Обращение Черкесского конгресса Адыгеи, подписанное общественными движениями Черкесский конгресс Карачаево-Черкесии, "Адыгэ Хасэ" Адыгеи, Кабардино-Балкарским общественным правозащитным центром, Независимым общественно-исследовательским центром Кабардино-Балкарии, направлено 29 января в Варшавский отдел по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ. Об этом корреспонденту "Кавказского узла" сообщил пресс-секретарь Черкесского конгресса Адыгеи Алий Берзегов. По его словам, он по поручению совета организации созвонился с головным офисом ОБСЕ в Вене, где ему дали варшавские координаты. Обращение выслано на имя директора отдела Кристиана Строэла.
"Адыги (черкесы) являются автохтонным народом на Северо-Западном Кавказе, - говорится в обращении. - Народные обычаи, обряды, традиции, культура и национальный язык адыгского этноса складывались на данной территории в течение тысячелетий. Майкопская культура, которая датируется IV тысячелетием до нашей эры, создана предками современных адыго-абхазов.
С конца XVIII века Российская империя вела против черкесов колониальную войну. Целью этой войны самодержавие ставило не только захват территории и покорение черкесов, но и полное уничтожение народа, выселение оставшейся части за пределы исторической Родины. 1864 год стал окончательной датой завершения Русско-Кавказской войны и одновременно событием, после которого черкесы перестали существовать как единый этнос. С этого периода началось массовое выселение адыгов в Османскую империю, которое продолжалось до 1914 года. Высвободившиеся земли планомерно заселялись колонистами из России. Одновременно с этим царская Россия проводила политику насильственной ассимиляции оставшихся адыгов (черкесов).
По данным Адольфа Берже (1828 - 1886 гг.), который считался в то время официальным, а сейчас - тенденциозным историком Русско-Кавказской войны, из более чем миллиона адыгов (черкесов) в войне погибло свыше 400 тыс. человек, выселено 497 тыс. человек, на исторической родине осталось около 80 тыс. человек.
После Революции 1917 года остатки черкесского народа получили автономии: Кабардино-Балкарскую АССР, Карачаево-Черкесскую и Адыгейскую автономные области, Шапсугский национальный район. Однако советская власть, провозгласившая равноправие всех народов и наций, в реальности была далека от решения черкесской проблемы, т. е. возвращения потомков изгнанных черкесов на свою родину и создания единого национального образования в составе СССР. Более того, национальная политика того периода мало чем существенным отличалась от предыдущей, что видно по одним только названиям национальных образований. Кабардинцы (адыгский субъэтнос) были объединены с балкарцами, которые являются родственным народом карачаевцам. Бесленеевцы (адыгский субъэтнос, называемый ныне черкесским народом) - с карачаевцами. Шапсуги (адыгский субъэтнос), живущие рядом с тогдашней Адыгейской автономной областью, были выделены в отдельное национальное образование, которое 24 мая 1945 года ликвидировано.
В целом история создания и упразднения Шапсугского национального района во многом показательна для всех адыгских регионов России. Властями настойчиво внедрялась мысль о "нецелесообразности" существования района во время его создания и позже, когда он уже функционировал. Это учитывалось при нарезании границ района - в него не вошли ни выход к Черноморскому побережью, ни к участкам железной или автомобильной дороги, ни другие жизненно важные объекты. При обеспечении шапсугов землями под сельхозугодия наделы давались в отдаленных от дорог местах. Практиковалось хроническое недофинансирование района с тем, чтобы он не мог развивать собственную инфраструктуру жизнеобеспечения.
"Истинной причиной противодействия местных органов власти созданию шапсугской государственности, - пишет Тамара Половинкина, автор ряда монографий о шапсугах, - было то, что в 1920-х годах (как и прежде) считалось политически нецелесообразным и даже опасным предоставлять шапсугам (и адыгам вообще) выход к морю".
Межрегиональное взаимодействие руководителей адыгских национальных образований в период сталинизма заканчивалось ГУЛАГом, в промежутках так называемых "оттепелей" или во время "застоя" категорически пресекались. Публикация материалов, касающихся периода Русско-Кавказской войны, доступ к архивам того периода были под негласным запретом. Официальная политика сводилась к замалчиванию, а тематика публикаций к целенаправленному искажению причин и масштабов постигшей адыгский этнос катастрофы.
В 1991 году Российская Федерация объявила, что избрала демократический, правовой путь развития. В связи с этим Адыгея, отказавшись от статуса автономной области, провозгласила себя республикой, что было зафиксировано в Декларации о государственном суверенитете Адыгеи в 1991 году, в Федеративном договоре 1992 года, в Конституции Российской Федерации 1993 года и, наконец, в Конституции Республики Адыгея 1995 года.
В течение этого времени вплоть до наших дней Российскую Федерацию сотрясали и продолжают сотрясать экономические кризисы, имеющие тяжелые последствия для всех граждан Российской Федерации. Республика Адыгея, будучи частью федерации, также пережила все трудности реформ федерального центра, но падение жизненного уровня отразилось на состоянии адыгского народа в большей мере. На сегодняшний день в Адыгее смертность коренного населения превышает рождаемость (- 2000 человек в год). И без того малочисленный этнос стал еще более сокращаться, а это значит, что и в процентном отношении в республике адыгов становится все меньше, что влияет на политические решения как республиканского, так и федерального уровней.
21 июня 2001 г. президент РФ подписал Указ № 741 "О комиссии при президенте Российской Федерации по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления". На основании данного указа в нарушение Федеративного Договора 1992 года о разграничении полномочий между федеральным центром и республиками из законодательств республик стали изыматься правовые акты, касающиеся полномочий и прав в сфере соблюдения национальных интересов.
В результате этого в Адыгее упразднено около 90 законодательных актов, положений, законов, защищающих права адыгов, которые не только соответствовали международным нормам, но в большинстве своем не противоречили и российскому законодательству. В частности, из Конституции Республики Адыгея изъяты: 1) положение о суверенитете Республики Адыгея; 2) об обязательном знании президентом республики двух государственных языков - адыгейского и русского; 3) о паритетном представительстве в Государственном Совете - Хасэ РА; 4) упразднен республиканский Закон "О репатриантах" 1997 года и так далее.
В числе данных правовых актов по протесту прокуратуры РА отменен и Закон "О референдуме РА", который предусматривал запрет на проведение референдума по статусу и границам республики. В настоящий момент идет процесс продавливания через Государственный Совет - Хасэ РА проекта нового Закона "О референдуме РА", в котором этих пунктов нет.
Принятие закона о референдуме в таком виде противоречит Уставу Организации Объединенных Наций (статья 1, пункт 2; статья 55; статья 73), многочисленным международно-правовым актам, где утверждается принцип равноправия и самоопределения народов, Конституции Российской Федерации (статья 5, пункт 3; статья 15, пункт 4). В Республике Адыгея проживают представители разных народов, которые пользуются всеми гражданскими правами, предусмотренными международно-правовыми актами и Конституцией РФ в полном объеме, а также реализовавшие свое право на самоопределение в виде национально-государственных образований за пределами РА. Проведение референдума по принципу механического большинства, нарушающего право адыгского (черкесского) народа на самоопределение (численность коренного населения адыгов в Республике Адыгея составляет 24%) приведет к предсказуемому результату - республика будет ликвидирована. Это станет продолжением геноцида по отношению к адыгам (черкесам), но в иной форме. Однако на такой исход и рассчитывает федеральный центр.
С молчаливого согласия правоохранительных органов в Адыгее в эти дни активно формируются силы, которые должны осуществить этот новый геноцид. На последнем VI съезде республиканского общественного движения "Союз славян Адыгеи", который прошел 18 декабря в Майкопе, эти силы объединились в блок и приняли совместную программу.
В резолюции, принятой на съезде, сказано следующее: "Союз славян Адыгеи будет принимать участие в выборах депутатов Госсовета РА 12 марта 2006 года в союзе с казачеством, "Экономическим союзом промышленников и предпринимателей" и другими русскими национальными организациями, а также теми организациями, деятельность которых не противоречит интересам русского народа". "Мы призываем всех граждан, - говорится также в ней, - принять участие в выборах и поддержать объединение тех кандидатов, которые возьмут на себя обязанность принять закон о референдуме в РА и провести такой референдум по объединению с Краснодарским краем".
Прозвучали на съезде из уст руководителя Адыгейского республиканского отделения Национальной державной партии России и призывы к русским "активнее использовать законные способы, чтобы приобретать оружие". Оружие, по его словам, "необходимо для защиты национальных интересов русских как в России, так и за рубежом".
Таким образом, и сейчас адыгский (черкесский) этнос, как 140 лет назад, остается в условиях, когда он может быть истреблен физически. Инициаторы ликвидации национальной республики на территории, которая является географическим центром исторических земель коренного населения, на это и рассчитывают: адыги в ходе эскалации конфликта будут объявлены очередным народом-террористом, который следует уничтожать. Многочисленные обращения по данной проблеме к органам федеральной власти, к высшему руководству страны остаются без ответа. И связывать надежды на ее решение на этом уровне, считаем, бессмысленно.
Обращаемся к Вам с настоятельной просьбой незамедлительно вмешаться в ситуацию в Адыгее с целью сохранения ее государственности в форме суверенной республики. Вверяем Вам судьбу народа и призываем направить в Республику Адыгея специальную комиссию, чтобы проанализировать изложенные выше факты и дать объективную оценку по результатам проверки. Хотелось бы, чтобы ситуация, складывающаяся сейчас в республике, была взята представителями Совета Европы под контроль и урегулирована на принципах международного права".