Свой визит в Северную Осетию госпожа Арбур начала с посещения кладбища Беслана. Она возложила венок у мемориала жертвам террористического акта, а также посетила здание разрушенной школы. Во Владикавказе состоялась встреча Верховного комиссара по правам человека с главой республики Таймуразом Мамсуровым, на которой обсуждались проблемы беженцев и вынужденных переселенцев.
Кроме главы республики, с осетинской стороны на встрече присутствовали также председатель парламента Лариса Хабицова, заместитель правительства Северной Осетии Олег Хацаев, а также председатель республиканской комиссии по правам человека Юрий Сидаков.
Предваряя официальную встречу, Таймураз Мамсуров поблагодарил госпожу Арбур за проявленное ею уважение к жертвам теракта в Беслане. Глава республики напомнил Луизе Арбур, что ее родная страна Канада откликнулась на бесланскую трагедию одной из первых. За прошедший год Канада приняла около 60 бесланских детей.
В свою очередь госпожа Арбур отметила, что была удивлена, что достаточно большое количество женщин участвуют в политической жизни республики на высоком уровне. Верховный комиссар имела в виду также и комитет "Матери Беслана", с которым встретилась, посещая Беслан. Арбур подчеркнула, что на нее произвела большое впечатление решимость женщин внести свой вклад в расследование трагедии. "Я очень надеюсь, что их голос будет услышан", - резюмировала Луиза Арбур.
Таймураз Мамсуров коротко проинформировал делегацию ООН о специфике Северной Осетии. Он рассказал, что в республике проживает более 700 тысяч жителей на площади 8 тысяч кв. км. В Северной Осетии проживает более 100 национальностей, которые оформлены в национально-культурные общества. Из них 60 % - осетины. В республике действует 31 партия и около 600 общественных объединений.
Мамсуров подчеркнул, что Северная Осетия - единственный субъект Российской Федерации, которому пришлось испытать серьезные потрясения, связанные с массовым притоком вынужденных мигрантов. Как стало известно корреспонденту "Кавказского узла", за последние 15 лет общее количество вынужденных мигрантов, прибывших в Осетию, достигло 120 тысяч человек, что составляет 17 % населения республики.
"Все эти беженцы вынуждены мигрировать к нам, спасаясь от войн в Грузии и Средней Азии. Такого соотношения вынужденных мигрантов и коренного населения не было ни в одном регионе России, и это породило целый клубок острейших социальных проблем, которые приходится решать в условиях крайнего дефицита финансовых средств. Это огромная нагрузка, которую не выдерживает экономика и бюджет республики. Мы благодарны всем международным организациям (прежде всего УВКБ ООН на Северном Кавказе и Датскому совету по беженцам), которые реализуют здесь свои программы. Тем не менее, 20 тысяч людей, вынужденных переселенцев, находятся сейчас в крайне тяжелом положении", - заявил Таймураз Мамсуров.
Также глава республики подчеркнул, что Северная Осетия сегодня испытывает последствия осетино-ингушского конфликта. По словам Мамсурова, в результате конфликта 1992 года в Пригородном районе Северной Осетии, 25 тысяч ингушей были вынуждены покинуть свои дома. Из них 22 тысячи вернулись в Пригородный район, были обеспечены жильем. Мамсуров обратил внимание госпожи Арбур на тот факт, что Правительством России было принято постановление, в соответствии с которым с оставшимися беженцами должна вестись индивидуальная работа с тем, чтобы им были выплачены денежные компенсации для обеспечения жильем. В соответствии с данным постановлением проблема последствий осетино-ингушского конфликта должна быть решена в течение 2006 года.
"В результате урегулирования последствий осетино-ингушского конфликта 80% вынужденных переселенцев вернулись в места прежнего проживания. Я не знаю такого конфликта, чтобы в ходе урегулирования такое количество людей снова вернулось в свои дома", - подчеркнул Мамсуров.
Говоря об осетино-ингушском конфликте, Мамсуров заметил, что за прошедшие годы сложился негативный морально-психологический климат, что в большой степени мешает полному урегулированию последствий конфликта. "Мы разделяем мнение, что преступник не имеет национальности. Но к нашему глубочайшему сожалению, все раскрытые теракты совершались представителями одной национальности. На стадии следствия по Беслану, к нашему сожалению, опять повторяется та же картина. Это не может не напрягать обстановку. Но мы будем стараться делать все возможное, чтобы установить позитивный морально-психологический климат в осетино-ингушских отношениях. Признаюсь, я так же субъективен, как и мои коллеги в Ингушетии. Мы делаем разные оценки. Мы надеемся, что постановление Правительства России будет полностью реализовано и тогда задача урегулирования последствий конфликта будет ликвидирована. Это заставит меня и моих коллег в Ингушетии замолчать и, наконец, заняться экономикой и созиданием", - заявил Мамсуров, добавив, что в Пригородном районе сложилась катастрофическая ситуация с занятостью населения: безработными являются 75 % трудоспособного населения района.
Таймураз Мамсуров также затронул и проблемы беженцев из Грузии, которые были вынуждены в результате грузино-осетинского конфликта покинуть Южную Осетию. На сегодняшний день в Северной Осетии проживают более ста тысяч вынужденных переселенцев из Южной Осетии. Мамсуров выразил крайнюю обеспокоенность тем, что в случае возникновения нового витка осетино-ингушского конфликта, эскалация которого имеет место сегодня, в Северную Осетию снова хлынет поток новых беженцев из Южной Осетии.
"Мы снова ожидаем серьезные нагрузки. Новый поток беженцев из Южной Осетии в Северную Осетию может привести к гуманитарной катастрофе", заявил Мамсуров.
Госпожа Арбур выразила удивление тем, что в Северной Осетии и Ингушетии имеет место такая большая разница в оценках и цифрах количества беженцев. Верховный комиссар спросила Таймураза Мамсурова, является ли он оптимистом и верит ли в то, что осетино-ингушские проблемы можно окончательно решить в течение 2006 года, как заявлено в постановлении правительства России. Мамсуров ответил вопросом: он поинтересовался у госпожи Арбур, что значит полная ликвидация национального конфликта и как эту ликвидацию зафиксировать.
"Я говорил вам, что я субъективен. Я просил вас не считать меня самым объективным человеком. Хотел бы, чтобы мои коллеги из Ингушетии просили бы вас о том же. Разница в оценках здесь и там - это будет. Но я хотел бы полагаться на объективные цифры Федеральной миграционной службы. Что значит полная ликвидация последствий конфликта? Если речь идет о том, чтобы все до единого вернулись в свои дома, то пока мы с вами разговариваем, родятся еще дети, которые также являются беженцами. Мы пытались выйти на специалистов-конфликтологов, чтобы они сказали, что значит полное разрешение конфликта. Если 80 % ингушей вернулись в Северную Осетию, то остальные 20 % решили не возвращаться сами. Они мигрируют внутри страны, у них рождаются дети. Как их уловить, чтобы можно было заявить, что осетино-ингушский конфликт исчерпан", - заявил Мамсуров.
По завершении встречи с Таймуразом Мамсуровым госпожа Арбур заявила журналистам, что не может пока делать выводов о результатах поездки по Северному Кавказу. Она подчеркнула, что в ближайшие дни запланированы встречи с представителями правительства России и президентом страны.
"Говорить о результатах своего визита я смогу в конце недели, когда состоится встреча с руководителями страны, в том числе и с Владимиром Путиным. Тогда я смогу подвести итоги. Встреча с господином Мамсуровым была для меня очень полезна, исчерпывающим был его рассказ о Северной Осетии и ситуации с беженцами. Это помогло мне поближе подойти к проблемам республики", - заявила Луиза Арбур после завершения встречи с главой Северной Осетии Мамсуровым.
Как стало известно корреспонденту "Кавказского узла", на учете в Управлении по делам миграции МВД РСО-Алания количество беженцев и вынужденных переселенцев в республике на сегодняшний день составляет 18 881 человек. Наибольшее число из этой цифры составляют беженцы из Грузии (в том числе из Абхазии и Южной Осетии). По этим данным ингушских беженцев и вынужденных переселенцев насчитывается десять человек. Из Чечни в Северную Осетию прибыло 882 человека, из Таджикистана - 1304 беженца. Кроме того, поток беженцев в Северную Осетию зафиксирован из Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Туркмении и Узбекистана.