Руководство ГУВД Астрахани ввело в город бронетехнику и отряды ОМОНа из других регионов. По сведениям "Коммерсанта", это связано с тем, что сегодня суд должен вынести приговор 12 чеченцам, обвиняемым в беспорядках в селе Яндыки.
С воскресенья, 26 февраля, в областном центре приняты беспрецедентные меры безопасности: на въезде в город посты ДПС усилены БТР. Очевидцы, проживающие в Астрахани, подтвердили "Газете.Ru" эту информацию. По их словам, особенно усиленные патрули с привлечением внутренних войск МВД дежурят на постах ДПС и мостах с пятницы-субботы. При этом милиционеры проверяют автомашины чаще и более тщательно, чем в другие дни.
На улицах дежурят сотрудники ОМОНа и ДПС на машинах с казанскими, нижегородскими, саратовскими и тамбовскими номерами. В областном ГУВД уверяют, что усиление местной милиции связано вовсе не с судебными процессами, а с "участившимися угрозами террористических актов", передает «Газета.Ru».
Напомним, первопричиной обострения ситуации в в селе Яндыки Астраханской области стало осквернение тремя молодыми людьми чеченской национальности местного кладбища в феврале этого года. В частности, был разрушен памятник на могиле солдата, погибшего в Чечне. Однако местный суд приговорил осквернителей к небольшим условным срокам, что было болезненно воспринято населением села. Непосредственным же детонатором конфликта послужила драка между жителями села, произошедшая в ночь с 15 на 16 августа. В ходе этой драки от огнестрельного ранения скончался 24-летний Н.Болдарев, калмык по национальности. В его смерти местные жители обвинили чеченцев. Во время похорон Н.Болдарева 18 августа толпа (около 500 человек) начала жечь дома и машины, принадлежащие чеченцам, и бить их владельцев. Всего было сожжено 8 домов, разбито 3 автомобиля, 5 человек получили телесные повреждения.
"В Яндыках уже много лет приблизительно 80% жителей составляют русские, 10% калмыки и 10 чеченцы. Калмыки проживали там издавна, были депортированы при Сталине, потом вернулись. Чеченцы живут в этом селе с 70-х годов. В Яндыках организуют два бара. В рядом расположенных селах баров нет - люди приезжают выпить и подраться в это село. Вот эти обычные пьяные драки, осмысливаются как этнические, к тому же в деревне, как и во всей Астраханкой области, издавна существуют казаки. Роль власти при этом, сводится к тому, что она демонстрирует все время свое отсутствие. Т. е. в случае, если происходят какие-то конфликты на бытовой почве в милицию принято не обращаться", - рассказал член Совета Правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов о причинах погрома выходцев из Чечни в Яндыках.
По мнению представителя ПЦ "Мемориал" Александра Осипова, массовую драку в Астраханской области "нельзя называть межнациональной или межконфессиональной". "Подобные заявление властей только усугубляют ситуацию и способствуют росту ксенофобии, - заявил он ранее корреспонденту "Кавказского узла". - И, следовательно, закладывают новые мины на будущее. Такие столкновения случаются, чаще всего в республиках Северного Кавказа, Астраханской и Ростовской областях, некоторых районах Ставропольского края, то есть там, куда еще в советские времена было переселено много выходцев из Дагестана, в основном даргинцев, и чеченцев. Они происходят на бытовой или экономической почве. К сожалению, почти всегда находится много желающих - среди окружающего населения, властей, журналистов - объяснить это "межнациональными противоречиями".