По мнению старшего научного сотрудника Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (ИМЭМО РАН), подполковника запаса Владимира Евсеева, "ситуация вокруг Ирака развивается столь стремительно, что Россия просто может не успеть вывести свои войска из Грузии".
"Насколько я знаю, основным противоречием на переговорах российской и грузинской сторон по выводу группы Российских войск в Закавказье (ГРВЗ) из Грузии было включение пункта в двусторонние соглашения о неразмещении на территории Грузии военных баз. Этого требовала российская сторона, а Грузия обещала провести это отдельным законом, который впоследствии легко отменить, - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Владимир Евсеев, комментируя появившиеся сообщения о том, что проект двустороннего соглашения о выводе ГРВЗ согласован. - Не знаю, договорились ли стороны. Но для России это принципиальный вопрос. Если это будет записано в двустороннем соглашении, то Грузия в одностороннем порядке не сможет отменить этот пункт. Во всяком случае, это намного сложнее, чем взять и парламенту поменять закон".
Напомним, что 3 марта появились сообщения, что вывод российских баз с территории Грузии планируется завершить к концу 2008 года, для этих целей бюджетом предусмотрены средства в размере порядка 2,2 млрд. рублей. Соглашение с Грузией о выводе войск и военных объектов Группы российских войск в Закавказье было одобрено Правительством РФ 2 марта.
"Этот пункт принципиален, если вдруг Михаил Саакашвили выполнит свое обещание и предоставит свои базы, в первую очередь аэродромы, в случае войны против Ирана. Тогда это будет основанием для российской стороны затормозить процесс вывода российских войск с территории Грузии. События сейчас развиваются очень динамично. И смотрите, какая ситуация - если территория Грузии будет использоваться против Ирана, то произойдет, с высокой степенью вероятности, внутренняя дестабилизация внутри самой Грузии, - говорит Владимир Евсеев. - При этом возможны различные схемы: от выделения Ираном денег для такой дестабилизации до других шагов, чтобы эта территория не использовалась. При этом, если между Ираном и Азербайджаном есть договор о взаимопомощи, подписанный в прошлом году, то подобного договора между Ираном и Грузией нет. И с формальной точки зрения Грузия не имеет никаких обязательств перед Ираном не размещать иностранные войска на своей территории. Тем более, если это будет проведено в рамках антитеррористической деятельности в случае кратковременного базирования. А между США и Грузией такие соглашения есть".
По мнению политолога, нельзя сравнивать согласие России на размещение американских военных баз в Средней Азии и в Закавказье. "Это разные вещи. Для России использование территории Кавказа для каких-либо боевых действий против Ирана неприемлемо. Это может привести к полной дестабилизации как в закавказских республиках, так и на нашем Северном Кавказе. Поэтому для России цена другая совершено, - считает Владимир Евсеев. - Например, если взять Центральную Азию, то для России самое критичное государство в этом отношении - Казахстан, который граничит с Россией. Причем граница фактически не оборудована, плюс она очень протяженная. Поэтому если в Казахстане начинается дестабилизация, то это сразу выливается на соседние российские территории - нет буфера, границы".
"Но в целом для России, если не брать Казахстан, то со стороны других государств непосредственной угрозы в случае их дестабилизации практически нет. Поэтому Россия ни в коем случае не будет вмешиваться в беспорядки в других центрально-азиатских государствах. Войска ни в коем случае использовать не будет. Возможна помощь только в виде авиационной поддержки, оказание помощи техникой или обучением специалистов. Но без введения войск. Поэтому и не планируется создание каких-либо военных баз в Центральной Азии по типу базы в Таджикистане. Это жесткая позиция, - продолжает политолог. - Но в отношении Кавказа ситуация другая - здесь Россия имеет непосредственную угрозу собственной территории. Потому что дестабилизация в любой из закавказских республик сразу приведет к дестабилизации на соседних территориях России. И в силу нестабильности ситуации в Дагестане и ряде других республик, это чревато для самой России. И так как ставки здесь другие, Россия будет проводить очень жесткую политику в отношении использовании территорий. И поэтому если Грузией будут предприняты какие-то активные действия в этом отношении, это может привести к жестким мерам, вплоть до приостановки вывода войск".
В случае принятия силового решения против Ирана, по мнению Владимира Евсеева, скорее всего, будет использоваться авиация и высокоточное оружие. "Речь не идет об использовании наземной операции, она крайне маловероятна, но может быть нанесен по определенным объектам авиационно-ракетный удар. При этом, конечно, можно не использовать наземные территории, а, скажем, авиацию и ракеты морского базирования. Но удобней использовать территорию, особенно, когда она так рядом находится, - говорит Евсеев. - Но, как я уже говорил, это чревато огромными последствиями для Закавказья и российского Северного Кавказа. Но такое решение может быть принято на определенном этапе экскавации конфликта. И тогда недопустимо применение территории Грузии для ударов по Ирану".
"В первую очередь идет речь об использовании аэродромов. Тем более, что американцы во время своих визитов в Грузии во время программы "Обучи и оснасти" очень интересовались бывшими советскими военными аэродромами. При этом на территории Грузии вполне можно развернуть радиолокационные средства, которые смогут контролировать с этой стороны часть территории Ирана, - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" старший научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (ИМЭМО РАН), подполковник запаса Владимир Евсеев. - В настоящий момент в Азербайджане строится радиолокационная станция, которая будет работать против Ирана. Вполне возможно построить такую и в Грузии. И тогда эти станции могут служить как наземные "Аваксы" для наведения высокоточных средств поражения на объекты на территории Ирана. Но допустить этого нельзя, иначе взорвется весь Кавказ".