На 12 марта намечены парламентские выборы в республике Адыгея. "Кавказский узел" начинает публикацию эксклюзивных интервью с ключевыми персонами в партиях, претендующих на места в законодательном органе республики. На вопросы корреспондента "Кавказского узла" ответил первый секретарь Адыгейского республиканского отделения КПРФ, второй номер в списке КПРФ Григорий Сенин.
"Мы считаем, эта новая команда руководства Адыгеи не оправдала доверия. Те надежды, которые возлагали на них жители республики, не оправдались. Мы считаем, что эти люди должны уйти", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Григорий Сенин.
- В чем главное отличительная черта программы партии?
- Отличительная черта - это наше отношение к сегодняшней власти в Адыгее. Структура управления республикой неэффективна. Она строится сегодня по принципу положения самого президента Хазрета Совмена - он редко бывает в самой республике, поэтому вице-президент, премьер-министр, глава администрации - должностей много, но ответственности мало. В результате - безответственность, нет команды, нет программы. Как выйти из кризиса, в котором находится республика?
И еще один момент - это изоляция республики. Президент создал такую систему, что изолировал Адыгею от крупнейшего соседа - Краснодарского края. Это вообще крупная глупость - порвались экономические связи, социально-политические. Наш президент два года не встречался с Александром Ткачевым (губернатор Краснодарского края - прим. КУ), вынужден был только перед выборами. Ткачев приехал, встреча состоялась, но мы думаем, что после выборов опять все пойдет по-прежнему. При этом мы надеялись, что президент - это главный инвестор в Адыгее (1 ноября 2002 ОАО "ГМК "Норильский никель" обнародовало сумму сделки по приобретению крупнейшего в России производителя золота ЗАО "Полюс". За 100% акций бывшему владельцу - Хазрету Совмену - было заплачено $226 млн. ("Коммерсант" 1.11.2002 ) - прим. КУ), но серьезных инвестиций он в республику не привез. И более того, отпугнул всех остальных. Ни кубанский бизнес, ни вообще южный бизнес не идут в республику. Они боятся непредсказуемости. Кто придет, если видят, что сам руководитель ни копейки не вложил, не построил ничего, не создал ничего.
- Как, на Ваш взгляд, проходила избирательная кампания? Были ли нарушения, использование административного ресурса?
- Как всегда административный ресурс партия власти использует по полной. То есть СМИ у нас полностью под контролем, особенно телевидение. Безусловно, разыграны такие схемы, когда три-четыре партии идут на выборы, но в республике их нет. Нет откровенно! Например, Партия социальной защиты, Российская партия Жизни, но в Адыгее их не слышали и не видели. И вдруг перед выборами они появились: колоссальные деньги, плакаты на каждом углу, телевидение - все работают на них. При этом все равно власть проседает, чувствует, что авторитет ее не высок в республике, пытается схватится за соломинку и везет депутатов Государственной думы. Глава группы "Юг России" Владимир Катренко побывал, Сергей Шойгу на днях прилетал. А ведь ничего не затопило, и предпосылок таких нет. Он приехал только с одной целью - пропиарить сына своего заместителя Юрия Воробьева. Сын Воробьева, Андрей Воробьев, возглавляет список партии власти у нас в республике. Он сам депутат Госдумы, глава центрального исполкома "Единой России". И Шойгу приехал сюда, опять людям наобещал, что построим спорткомплекс и все остальное.
Кроме этого самое удивительное, что для поддержания своего авторитета президент дошел до того, что пригласил такого политика, как Владимир Жириновский, который кроме как банановой республикой Адыгею не называл. Я сам был депутатом Госдумы и слышал, что Жириновский кричал: "Там два-три аула, их надо снести и вообще ликвидировать само понятие этой республики". И тут он вдруг приезжает сюда поддержать авторитет власти. Это отличительные черты этой предвыборной компании. Плюс попытки снять партии, они уже сегодня фактически сняли две партии. Одну - "Родину" - уже сняли. По партии "Патриоты России" идет судебное разбирательство, но уже ясно, что снимут. Сняли кандидата от Объединенной промышленной партии, но по самой партии иск суд отклонил.
- Какова позиция коммунистов по поводу несостоявшегося объединения Адыгеи и Краснодарского края?
- Позиция коммунистов такова: изоляцию Адыгеи, которую создало наше руководство, надо ликвидировать. Мы за интеграцию с Краснодарским краем, налаживание экономических, социальных связей на самом высоком уровне. А что касается объединения, мы думаем, что при нормальном, профессиональном и ответственном руководстве в республике, мы можем жить не хуже, чем в Краснодарском крае. Республика небольшая, у нас есть возможности, есть ресурсы, есть люди. И мы способны обеспечить и социальные программы, и развитие экономики, не хуже, чем в Краснодарском крае. Но ни в коем случае нельзя изолироваться. Но если уже дойдем до такого состояния, что выхода не будет, то надо принимать решение сообща. Большинство не может довлеть над меньшинством, мы считаем, что с коренным населением, с их мнением надо считаться по этому вопросу. Если уже приходить к такому решению, то единогласно. Но пока такого понимания всеобщего нет. Мы считаем, что есть выход у нас, что республика может возродиться, но нужно умелое, ответственное, профессиональное правительство, власть в Адыгее.
- Есть ли в Адыгее межконфессиональная вражда? Были ли сообщения о давлении на мусульман в республике?
- Я не знаю о такой проблеме. Во всяком случае, мое мнение, что коренное население - адыги - не настоль религиозны, также как и православные, русские. Сегодня наоборот почти в каждом ауле мечети строятся, то есть никакого давления, притеснения мусульманского населения у нас в Адыгеи нет. Ничего подобного. Тем более, что это не наш, коммунистов, вопрос - вероисповедание. Мы считаем, что каждый гражданин волен сам выбирать себе религию. Мы готовы поддерживать развитие той или иной конфессии.
Из 12 отделений партий, изъявивших желание участвовать в выборах в парламент Адыгеи, право на это получили 10 отделений: Объединенная промышленная партия, Партия социальной защиты, Российская партия Жизни, партия "Патриоты России", Российская партия пенсионеров, КПРФ, Партия "Родина", ЛДПР, Аграрная партия России, "Единая Россия". Однако затем были сняты с дистанции отделения Аграрной партии, "Родины" и "Патриотов России", по последнему из которых идет судебная тяжба.