13:32 / 10.03.2006Дагестанский гамбит

Наступивший 2006 год ознаменовался концом "эпохи Магомедова", который правил республикой почти 20 лет. 6 марта была поставлена последняя точка в распределении руководящих должностей - Народное Собрание дало согласие на назначение председателем правительства Шамиля Зейналова. Сможет ли теперь триумвират Муху Алиев - Магомедсалам Магомедов - Шамиль Зейналов вывести Дагестан из социально-экономического кризиса? Что предшествовало отставке Магомедали Магомедова и приходу новых "назначенцев"?

Кремль давно выражал своё недовольство тем, как в Дагестане проходят экономические реформы, вернее за тем, как они не проходят. Бюджет республики дотируется почти на 85%, уровень жизни - один из самых низких в стране. Одновременно по количеству дорогих особняков, ресторанов, развлекательных комплексов, автомобилей, Дагестан может конкурировать с самыми развитыми мегаполисами. Для федеральных властей, скорее всего, не являлось секретом, что благополучие местных чиновников, которым в большинстве своем и принадлежат основные богатства Дагестана, зиждется на московских трансфертах. Малейшие попытки Москвы попытаться навести малейший порядок наталкивались на твердый отпор в руководстве республики. Магомедов имел исключительный дар убеждать федеральный центр, что если его команда уйдет, то произойдет невероятное - начнется война между кланами, власть захватят ваххабиты, словом, сплошной коллапс. Но к концу 2005 года терпение Кремля начало иссякать. Слухи о возможной отставке Магомедова циркулировали давно, но процесс затягивался скорее всего из-за того, что Москва не могла остановиться на достойной кандидатуре. Помог в этом сам Магомедали Магомедов. Чтобы обеспечить преемственность власти и не допустить отъема "приватизированной" собственности и бизнеса(1), бывший председатель Госсовета остановился на кандидатуре спикера республиканского парламента Муху Алиева. Кроме того, что Алиев имел хорошую чиновничью закалку, работая на ответственных партийных и политических должностях, он подходил и по национальному принципу, являясь аварцем - представителем крупнейшего национального этноса в Дагестане.

Аварцы давно предъявляли свои претензии на должность первого лица в республике (Магомедали Магомедов - даргинец, вторая по численности национальность в Дагестане). Теперь такой вопрос снят, однако осталось много вопросов относительно того, насколько Муху Алиеву будет позволено отойти от прежнего курса.

Дагестан - республика уникальная по многим причинам. Пожалуй, это единственный регион в мире, где все руководящие посты распределяются по национальному признаку(2). Согласно негласно установившейся традиции, количество чиновников высшего ранга одной национальности должно соответствовать процентному соотношению этой национальности в общей численности населения республики. (К примеру, аварцы составляют около 29,5% от населения Дагестана, их доля в парламенте - 30%, среди высших чиновников - около 28,2%. У даргинцев и кумыков - соответственно 16,5% и 14,2% от населения, 17,3% и 13,2% доли в парламенте, 20,5% и 18% среди высших чиновников. Далее по списку идут лезгины, лакцы, русские и другие национальности(3)). Однако в полной мере это правило действовало лишь в отношении руководителей министерств и ведомств. Три главных поста - главы ныне упраздненного Госсовета, правительства и Народного Собрания, на протяжении последних двадцати лет занимают представители трех народов - даргинцы, аварцы и кумыки. Должность премьера по "иерархии" считается "кумыкским" местом. Последние 13 лет правительством руководили Хизри Шихсаидов, (возглавлявший до этого Счетную палату Дагестана и вернувшийся на эту должность) и Атай Алиев.

Место первого лица республики, которое долгое время оставалось за даргинцами, занял аварец Муху Алиев, - "аварское" же место спикера занял даргинец Магомедсалам Магомедов. Таким образом, представители этих двух народов фактически исключались из борьбы за кресло премьера, включая ранее называвшегося в качестве одного из кандидатов мэра Махачкалы Саида Амирова, который является даргинцем.

По некоторым данным, Дмитрий Козак лоббировал кандидатуру начальника Управления федерального казначейства по Дагестану Саидгусейна Магомедова, но репутация Козака уже была подмочена перед Путиным из-за событий в Нальчике, когда президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков, которого представил Козак, не смог предотвратить трагедии 13-14 октября 2005 г. Поэтому Владимир Путин, вероятнее всего, с сомнением отнесся к кандидатуре Саидгусейна Магомедова.

Хотя Саидгусейн Магомедов был в числе трех кандидатов на должность Президента Дагестана, Магомедали Магомедов сумел опередить Козака. 15 февраля Магомедали Магомедов встретился в Москве с Владимиром Путиным, 16 февраля, в четверг Магомедов заявил о своей отставке с поста председателя Госсовета. Какие же доводы ему надо было привести, сколько людей задействовать, чтобы уже в субботу, 18 февраля вновь добиться аудиенции у Путина, и лично представить ему своего кандидата Муху Алиева?! Наверняка, главе Госсовета удалось привести Путину веские аргументы в подтверждение того, что именно Муху Алиев, а никто другой, должен возглавить республику. На предмет возможного назначения начальника Управления федерального казначейства по Дагестану Саидгусейна Магомедова, Магомедали Магомедов, наверняка выдал убедительные контр-доводы: дескать "его родственники связаны с ваххабитами и неизвестно, чего от него ожидать" (Саидгусейн Магомедов женат на сестре депутата Народного Собрания Дагестана Газимагомеда Магомедова,более известного как Газимагомед Гимринский. Тот не раз выступал с требованиями отставки Магомедова. Брат Газимагомеда Гимринского весной 2002 года был убит в Баку чеченскими боевиками, подозревавшими его в том, что он передал отравленное письмо арабско-чеченскому террористу Хаттабу).

Саидгусейн Магомедов, узнав о том, что его намерены опередить, пытался предпринять ответные действия. По информации газеты "Коммерсант", его сторонники хотели зафрахтовать самолет, чтобы попасть в Кремль раньше Магомедали Магомедова и Муху Алиева, но получили отказ от руководства аэропорта. А когда Саидгусейн Магомедов попытался вылететь регулярным рейсом на Москву, самолет задержали на три часа без объяснения причин. В результате на встречу с президентом Путиным он так и не попал.

После прояснившейся ситуации с выборами Президента Дагестана, встал вопрос о новом председателе Народного Собрания вместо Муху Алиева, ранее занимавшего этот пост. И тут "дедушка" (как называют в Дагестане Магомедали Магомедова) сделал предполагавшийся, но неожиданный для многих ход. По заранее отрепетированному сценарию, депутаты внесли на рассмотрение лишь одну кандидатуру - Магомедсалама Магомедова, сына бывшего главы Дагестана. Многие аналитики полагают, что такой вариант не был согласован с Кремлем, так как Москва хотела полного отстранения Магомедали Магомедова от контроля за ситуацией в Дагестане. Занятый вопросом назначения первого лица, федеральный центр, скорее всего, даже не интересовался, кто же займет должности спикера и премьер-министра, полагаясь на нового Президента.

Муху Алиев, в своем первом выступлении после инаугурации, в частности, сказал: "Сегодня наша система управления является серьезным тормозом в раскрытии того потенциала, которым мы обладаем. Кроме того, одной из наших главных задач является обновление кадров. Потому что десятки лет на одних постах сидели одни и те же люди. А есть много молодых, талантливых людей, которым надо открывать дорогу".

Под "молодыми и талантливыми" политиками, он в первую очередь подразумевал сына Магомедали Магомедова - Магомедсалама, который номинально числился заведующим кафедрой экономики Дагестанского госуниверситета, но многие аналитики убеждены, что именно Магомедсалам Магомедов в последние годы являлся самым доверенным человеком руководителя Дагестана, и был в курсе всех его дел. До сих пор Магомедсалам практически не появлялся на экранах телевизоров, его имя не упоминалось в прессе. Однако, по информации из окружения Магомедали Магомедова, именно с Магомедсаламом "дедушка" советовался (или по крайней мере ставил его в известность) по кадровым и финансовым вопросам. Пока о влиянии Магомедова-младшего на политику в Дагестане говорить трудно, но не исключено, что его амбиции простираются далеко за пределы должности спикера парламента.

Но его назначению, прошедшему внешне гладко и без конфликтов, предшествовала напряженная подковерная борьба. По информации, полученной корреспондентом "Кавказского узла" от источника в Народном Собрании, за два дня до внеочередной сессии парламента республики, которая прошла 20 февраля 2006 г., мэр Махачкалы Саид Амиров и председатель Счетной палаты Дагестана Хизри Шихсаидов (бывший премьер-министр республики) собрали около 70-ти "своих" депутатов, чтобы убедить их не голосовать за сына Магомедова.

Что произошло за два дня - непонятно, так как депутаты единогласно проголосовали за нового спикера. Не могли все 70 человек, участвовавших в собрании "оппозиционеров", не подчиниться принятому на этом собрании решению и проголосовать за Магомедсалама Магомедова.

Скорее всего, узнав о состоявшемся собрании, новые власти срочно провели переговоры с лидерами оппозиционной депутатской группы, и в результате им были даны определенные обещания. Чего они касались пока трудно сказать, но в свете ожидающейся отставки кабинета министров, не исключена возможность, что в результате торга какие-то посты, в том числе премьерский, будут отданы людям Амирова и Шихсаидова.

Личность Магомедсалама Магомедова оценивается разными политиками неоднозначно. Главное недовольство (которое впрочем, явно никто не хочет выражать) заключается в том, что это назначение многими видится лишь как желание "старой гвардии" сохранить свои позиции, потихоньку продвинуть 42-летнего политика сначала на должность премьера, а затем и президента Дагестана.

Однако у нового спикера есть и плюсы: как заявил в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" заведующий "Лабораторией социального анализа и перспектив развития Северного Кавказа" Хаджимурад Камалов, "Магомедсаламу Магомедову не чужды идеи либеральных ценностей. Он, как крупный собственник и бизнесмен, будет стараться принять законы, которые будут способствовать активному развитию бизнеса и привлечению инвестиций в Дагестан, что по своему замыслу, совсем не плохо. Сейчас практически вся республика живет только за счет торговли, валовой региональный продукт Дагестана на более чем 60% обеспечивается именно торговыми операциями, вся сфера обслуживания контролируется чиновниками, привыкшими к бюджетной "игле". Если новый спикер сможет за те два года, что остались до истечения срока полномочий депутатов Народного Собрания, провести ряд эффективных законов, которые будут исполняться, только тогда ему можно будет дать оценку".

Общественность и политический бомонд с настороженностью взирают и на фигуру нового премьера Шамиля Зайналова. Сможет ли чиновник, сделавший карьеру при Магомедали Магомедове (а может и благодаря ему) в корне изменить экономическую политику Дагестана, привлечь в республику инвестиции, собрать кабинет профессионалов и единомышленников?

Пока вопросов больше, чем ответов. По полученной информации, Зайналов - человек, полностью лояльный МММ (как порой называют Магомедали Магомедова), и не станет кардинально менять прежний курс. Однако такая позиция может не устроить нового Президента Муху Алиева, который с первых своих шагов начал реформу правительства, закрыв ряд ненужных министерств и ведомств.

Скорее всего, Зайналов как премьер пройдет "стажировку" до 2007 года, когда в Дагестане намечены выборы в Народное Собрание. Не исключено, что именно тогда нынешний спикер Магомедсалам Магомедов, проведя в парламент как можно больше своих сторонников, может заявить о своих премьерских амбициях.

7 марта 2006 года

Примечания

(1)  Клану Магомедовых принадлежат несколько крупных промышленных объектов и банков как в Дагестане, так и за его пределами. В республике это крупнейший на Северном Кавказе завод минеральных вод "Денеб", объединение "Махачкалахлебопродукт", под контролем Магомедовых находится Махачкалинский морской торговый порт, в который регулярно вкладываются большие суммы.

(2)  См. таблицу "Национальный состав руководства Дагестана на 7 марта 2006 г.".

(3)  См. таблицу "Распределение власти в Дагестане по национальному признаку".

Автор:Тимур Исаев, собственный корреспондент <a href="http://www.kavkaz-uzel.ru/">"Кавказского узла"</a>