На 12 марта намечены парламентские выборы в республике Адыгея. "Кавказский узел" продолжает публикацию эксклюзивных интервью с ключевыми персонами в партиях, претендующих на места в законодательном органе республики. На вопросы корреспондента "Кавказского узла" ответил председатель отделения Аграрной партии России в Адыгее Эдуард Куек.
- Буквально сегодня Верховный суд России решил оставить вашу партию в предвыборной гонке. Кому было выгодно убрать АПР с политического поля?
- Я считаю, что против нашей партии выполнялся политический заказ. В суд на нас подала совершено новая в Адыгее и никому неизвестная партия социальной защиты. А на суде их сторону представлял юрист "Единой России". В ней нет ярких личностей, в ней нет сильных людей, которые уверены в том, что они делают. Партия, которая должна объединять и направлять молодых людей, в ней в основном молодежь. Но благодаря этим искам мы поняли, что на определенном этапе развития нашей работы мы составили очень сильную конкуренцию партии власти и другим партиям. Действительно мы подняли спорные моменты в жизни Адыгеи, мы говорили очень сильно, сильная тематика была в выборах. Мы действительно развили настоящие демократические выборы, и кому-то это помешало. Заседание Верховного суда Адыгеи, на котором нас сняли с выборов, шло два дня. Придрались к внутрипартийным документам - это вообще не должно быть предметом рассмотрения в суде. Это документы о том, что мы согласовывали с центральным правлением АПР в Москве список наших кандидатов. Прокурор и ЦИК республики уверено поддержали нашу сторону. Но суд пошел на поводу у заявителей "Партии социальной защиты". Но сегодня справедливость восторжествовала.
- С каким девизом вы идете на выборы? В чем отличительная черта программы вашей партии?
- Мы идем на выборы с программой возрождения Адыгеи через возрождение сельского хозяйства. На лицо разительное отличие Адыгеи от других регионов, в частности, от Краснодарского края. Разительное отличие уровня жизни людей, разительное отличие в качестве жизни, в уровне медицинского обслуживания. Очень большая разница в настроениях людей. Именно поэтому некоторые партии разыграли карту об объединении Адыгеи и Кубани. И идея объединения находит поддержку, потому что люди живут здесь намного беднее, чем соседи в Краснодарском крае. И поэтому мы говорим, что сначала надо сделать людей обеспеченными, жизнь их достаточной, а это можно сделать через возрождение Адыгеи через сельское хозяйство. Принцип - сделать землю щедрой. Мы повернули внимание людей к семейным ценностям. Мы заговорили о простой семье, в которой есть мать, отец, сын, дочь. То есть полная семья с нормальными человеческими отношениями. Мы говорили, что Адыгея должна стать богатым регионом. А что сейчас? Например, в Майкопе, большинство предприятий сельхозперерабатывающие. И они стоят, все стоят. Наша партия понимает, что зарплаты учителей, врачей и других бюджетников будут достаточными, только тогда, когда будет работать экономика села. Лозунг наш, кстати: "Щедрая земля - крепкая семья" и "Мир и хлеб каждому дому". Ведь каждое утро мы едим хлеб, мажем на него масло, пьем чай. Едим три раза в день. Так что российская земля должна родить и давать людям нормальные, экологически чистые продукты. А у людей должна быть возможность их покупать.
- Как Вы оцените избирательную кампанию после истории с вашим снятием-восстановлением? Как Вы оцениваете роль административного ресурса в ходе кампании?
- Все, что происходило до нашего восстановления, было похоже на дешевый фарс. А административный ресурс партией власти использовался, как никогда. Пример - партия "Родина". Ее сняли с дистанции только потому, что отозвали, так как были подкуплены ее кандидаты. То же самое произошло с партией "Патриоты России". Нашего кандидата одного подкупили, но это прошло с одним человеком. "Единая Россия" здесь везде - на каждом столбе, на каждом щите плакат или листовка. Но самое главное - со всех встреч с избирателями их гонят. То есть видимость их присутствия и преобладания есть, но если придти хотя бы на одну встречу с избирателями, то у них везде скандал, шум, ругань. Им задают вопросы, на которые они не могут ответить. То есть конкретно в Адыгее "Единая Россия" представляет из себя слабую организацию, несмотря на все финансовые вливания, не смотря на общий мощный федеральный ресурс. Эта партия в Адыгее - колосс на глиняных ногах. Особенно ей тяжело в районах. Поэтому, когда мы показали, как реально можно работать с избирателем, нас испугались. Но они не учли одного - мы их не боимся. Мы даже после снятия с выборов продолжали работать, выпускать наши боевые листки, проводить встречи с избирателями и ни один наш сторонник не отвернулся.
- Если я правильно понял, то позиция вашей партии - "не надо объединяться, а надо поднимать республику"?
- По позиции объединения мы говорим так: как народ решит, так и поступим. Я считаю, что народные избранники должны прислушиваться к позиции своего народа. Но я думаю, что вопрос об объединении надо решать тогда, когда экономика Адыгеи встанет с колен. Вот тогда и можно будет об этом говорить и думать: а стоит ли? А нужно ли? Сейчас, во время выборов эта тема вообще не должна подниматься. Это просто розыгрыш карты, который для людей является достаточно болезненным. И играть на народных настроениях, шантажировать людей объединением - это преступно и нечеловечно.
- Есть ли в Адыгее притеснения по конфессиональному признаку?
- Нет, абсолютно нет! Здесь живут представители самых разных вероисповеданий. Самое массовое - православные христиане. Много мусульман. Но есть и буддисты, иудеи, есть баптисты. Поэтому в Адыгее в этом плане очень тихо. Возможно, есть какие-то местечковые столкновения, но в целом здесь очень тихо.