Как заявил сегодня официальный представитель МИД РФ Михаил Камынин, помощник российского премьера Геннадий Букаев в среду во Владикавказе принимал участие в совместном заседании правительств Северной и Южной Осетий, на котором обсуждались вопросы создания зоны наибольшего экономического благоприятствования этих республик и Горийского района Грузии.
Присутствие на заседании Букаева "вписывается в контекст обсуждения концепции создания Зоны наибольшего экономического благоприятствования, начало которому было положено встречей между Зурабом Жвания и Эдуардом Кокойты в ноябре 2004 года", - сказал Камынин "Интерфаксу", комментируя заявления Букаева о статусе Южной Осетии.
По словам официального представителя МИД РФ, "обсуждение этого вопроса проходило в полном соответствии с положениями российско-грузинского Соглашения о взаимодействии в восстановлении экономики в зоне грузино-осетинского конфликта и возвращении беженцев и предполагает сотрудничество регионов России и Грузии с властями Цхинвали".
Камынин отметил, что "позиция российской стороны состоит в том, что статусные вопросы без забегания вперед должны быть предметом переговоров в рамках СКК на их третьем этапе".
"Именно в контексте вышеизложенного и высказывался Букаев на совместном заседании правительств Северной и Южной Осетии. Однако его цитирование в прессе было некорректным. Насколько нам известно, Букаев намерен изложить членам СКК истинное положение дел по затронутым вопросам в ходе заседания СКК во Владикавказе 27-28 марта сего года", - сказал Камынин.
Руководство России приняло принципиальное решение о присоединении Южной Осетии, заявил вчера на совместном заседании северо- и югоосетинского правительств Геннадий Букаев, помощник председателя правительства России Михаила Фрадкова. До этого предстоит немало сделать для экономической интеграции двух республик, отметил он. По мнению экспертов, чтобы оформить воссоединение Осетии, Россия будет опираться на прецедент Косова, выведение которого из-под суверенитета Сербии сейчас всерьез обсуждается, пишут "Ведомости".
Присутствовавшая на заседании корреспондент ИТАР-ТАСС Мадина Джанаева сообщила, что помощник премьера Букаев выразил надежду, что скоро вместо Северной и Южной Осетии будет единая республика, "название которой и так известно всему миру - это Алания". Руководство России уже рассмотрело этот вопрос, сообщил Букаев, а потому работа всех присутствующих должна способствовать скорейшей реализации принятого решения.
Выступление Букаева было с энтузиазмом воспринято присутствующими и несколько раз прерывалось аплодисментами, отмечает Джанаева. Сотрудник пресс-службы главы Северной Осетии Теймураза Мамсурова подтвердил слова Букаева о решении руководства России, что "в скором времени появится единая республика". В МИД России отказались комментировать высказывания Букаева.
Пока что речь идет о создании "политико-экономической базы" для интеграции, пояснил сотрудник пресс-службы Мамсурова. "Состоявшееся вчера совместное заседание правительств Северной и Южной Осетии - первое мероприятие такого уровня", - сообщила представитель парламента Северной Осетии Фатима Хабалова. Обсуждали строительство шоссе в Цхинвали в обход грузинских сел, нового высокогорного газопровода, линии электропередачи и телеретрансляторов. Все это необходимо, чтобы Грузия не могла подвергнуть Южную Осетию блокаде.
А президент Южной Осетии Эдуард Кокойты хочет подвести под объединение юридическую базу: "Мы намерены подать заявления в Конституционный суд России, потому что есть документ о вхождении единой Осетии в состав Российской империи в 1774 г. И нет документа по выходу южной части Осетии ни из Российской империи, ни из Российской Федерации, ни из России".
КС, в принципе, может рассмотреть обращение Южной Осетии относительно признания ее частью России, заявил представитель канцелярии КС ИТАР-ТАСС, но пока такой запрос в суд не поступал. А госминистр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава назвал заявление Кокойты "околополитической возней, попыткой отдельных кругов в Цхинвали и Москве сорвать реализацию мирного плана урегулирования конфликта в Южной Осетии". Эксперты по конституционному праву считают, что КС РФ вряд ли будет рассматривать это обращение, а представитель Совета Федерации в КС Юрий Шарандин уверен, что "перспектива рассмотрения дела в КС сводится фактически к нулю".
Но правовые основы для присоединения Южной Осетии к России могут появиться уже скоро - если мировое сообщество примет решение о независимости Косова, де-юре автономного края Сербии, считает руководитель Центра изучения международных отношений Института общественного проектирования Валерий Егозарьян. "Насколько я понял Путина, прецедент Косова будет рассматриваться Россией как повод для того, чтобы решать вопросы о признании независимости Южной Осетии и Абхазии, - говорит зампред думского комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Савельев, - а затем будет рассматриваться вопрос о присоединении".
Попытки России использовать косовскую проблему как прецедент не будут приняты международным сообществом, уверен председатель международного комитета парламента Грузии Константин Габашвили, а параллели между Косовом и Южной Осетией и Абхазией неуместны: в Косове сербы подвергали геноциду албанцев, а в грузинских республиках объектом репрессий стали представители титульной нации - грузины.
Как пишет "Коммерсант", первое государство на территории Южной Осетии возникло в IX веке, но оно в 1239 году не устояло перед натиском Золотой Орды. До XVIII века шел процесс оформления осетинской народности, а территория нынешней Южной Осетии входила в состав феодальной Грузии. В 1749 году в Петербург прибыло осетинское посольство, обратившееся к императрице Елизавете с просьбой о принятии осетин в российское подданство. В 1774 году Екатерина II официально присоединила Осетию к России. В 1843 году Осетия разделена на Северную и Южную, последняя вошла в состав Тифлисской губернии в качестве Осетинского округа. После революции Грузия (вместе с Южной Осетией) получила независимость, но в феврале 1921 года правительство страны было свергнуто большевиками и грузинская территория оказалась под контролем советской власти. 20 апреля 1922 года образована Юго-Осетинская автономная область в составе Грузинской ССР.
10 ноября 1989 года совет народных депутатов автономной области принял решение о ее преобразовании в автономную республику. 20 сентября 1990 года провозглашена Республика Южная Осетия. 10 декабря 1990 года Верховный совет Грузии упразднил Южную Осетию и ввел на ее территории чрезвычайное положение. 4 мая 1991 года собрание депутатов всех уровней Южной Осетии под давлением руководства СССР, обещавшего урегулировать грузино-осетинский конфликт, приняло решение об отказе от провозглашения республики и возвращении к статусу автономной области в составе Грузии. Однако война продолжалась и 8 июня 1991 года статус республики был возвращен. 19 января 1992 года состоялся референдум о независимости Южной Осетии. За высказались более 98%. 29 мая 1992 года Верховный совет республики принял Акт о государственной независимости. 2 ноября 1993 года принята конституция Южной Осетии, 8 апреля 2001 года референдум утвердил новую редакцию конституции.