Сегодня Московское бюро по правам человека обнародовало доклад "Проблема радикализма и экстремизма в Южном федеральном округе". Автор доклада - доктор политических наук, заведующая отделом гуманитарных исследований Южного научного центра Российской академии наук (РАН) Лариса Хоперская.
"В докладе отражены современные риски радикализации населения Северного Кавказа, которые связаны с этническим фактором. В нем идет речь о проблемах практически всех народов, проживающих на Северном Кавказе, и о том, как эти проблемы презентуются созданными ими или выступающими от их имени национальными движениями. Также в докладе рассматриваются решения федеральной власти, которые провоцируют радикальные выступления", - рассказывает Лариса Хоперская корреспонденту "Кавказского узла".
Доклад о радикализме и экстремизме в Южном федеральном округе (ЮФО) подразделяется на несколько блоков: типология национальных движений или институтов гражданского общества, в которые входят и национальные организации; характеристика противостояния этих движений друг с другом, которое, по словам доктора Хоперской, повышает общий фон конфликта и радикализма; реформа местного самоуправления и административная политическая реформа в регионе.
"На Северном Кавказе происходит радикализация населения, всплеск национализма и консолидация одних радикальных сил под флагом радикального ислама, других под флагом расизма. Это происходит, практически во всех местах региона. Расистские движения, скинхеды, действуют во всех русскоязычных субъектах федерации Северного Кавказа, краях и областях. Соответственно, радикальные исламисты действуют во всех республиках, ну, и заходят на территории краев и областей", - говорит автор доклада.
"Необходимо грамотно выстраивать этногосударственные и этноконфессиональные отношения, а не закрывать глаза на этнический фактор реформ, - то, от чего сейчас власть уходит, - считает эксперт Московского бюро по правам человека (МБПЧ) Лариса Хоперская. - По-моему мнению, власти считают, что если они не будут об этих явлениях экстремизма говорить, то они исчезнут сами собой. Они действуют в режиме ответных акций: что-то случилось, они на это реагируют. А профилактических, превентивных мер, как федеральные, так и местные власти не предпринимают. Основная ответственность за ситуацию лежит на федеральных государственных органах, т. к. при нынешней системе формирования органов власти национальных республик Северного Кавказа, последние, фактически, действуют так, как им говорит федеральный центр".
"Особое влияние на политическую жизнь Северного Кавказа оказывают этнические общественно-политические объединения ("национальные движения"), казачество и религиозные организации, поскольку именно они обладают серьезным материальным, организационным, интеллектуальным ресурсом. Спецификой региона является противостояние этнических, казачьих и религиозных общественных объединений друг другу, которое на фоне чеченских войн едва ли заметно из Москвы, но серьезно влияет на уровень социально-политической напряженности", - говорится в докладе "Проблема радикализма и экстремизма в Южном федеральном округе", переданном МБПЧ корреспонденту "Кавказского узла".