Громкий скандал с отставкой президента Республики Адыгея Хазрета Совмена разразился сегодня. Сначала Совмен объявил, что уходит в отставку. "Я готов подать в отставку хоть сейчас: скажете - я сейчас ухожу", - заявил Совмен депутатам госсовета Адыгеи. В качестве своих возможных преемников президент назвал главного врача Клиники ХХI века Аскера Жанэ и главу Красногвардейского района республики Мурата Кудаева.
Однако через несколько часов сообщения о его уходе были опровергнуты. «Президент Совмен заявления об отставке не подавал», - сказал пресс-секретарь президента Абрек Чич. По его словам, на заседании Госсовета Хазрет Совмен заявил, что «готов к сотрудничеству с депутатским корпусом, но отметил, что если законодательная и исполнительная власти не будут работать слаженно, то не имеет смысла в дальнейшим исполнение полномочий президента республики».
По другой версии, заявление президента Адыгеи Хазрета Совмена об отставке было реакцией на грубое поведение группы депутатов на второй сессии вновь избранного парламента республики, сообщил источник в парламенте республики. "Группа депутатов демонстративно не встала и не ответила на приветствие президента, в ответ Совмен устно заявил, что уходит в отставку, попрощался и вышел. Никакого письменного заявления, как это передают СМИ, не было. Это был эмоциональный жест", - сказал источник Globalrus.ru.
«Сегодня у нас шла организационная сессия, - рассказала Радио "Свобода" депутат Государственного совета Адыгеи Нина Коновалова. - Вопрос был о структуре Госсовета. Когда первый вопрос был рассмотрен, должны были объявить перерыв на 20 минут. В момент, когда председатель хотел объявить перерыв (он фактически уже сказал "перерыв"), президент, который на сессии присутствовал, сказал: У меня есть заявление", и передал текст своего заявления председателю Госсовета. Председатель Госсовета молча прочитал это заявление, положил на стол и сказал, что объявляется перерыв на 20 минут.
Когда сессия продолжилась, президент спросил председателя: "Ты мне слово дашь все-таки?" Опять заминка, и председатель тогда дал слово. Президент обратился к членам Совета и сказал: "Я пользуюсь своим правом и подаю в отставку. Я написал заявление об отставке. На свое место я буду рекомендовать президенту России Жанэ Адама (министр здравоохранения Адыгеи) или Кудаева Мурата (глава администрации одного из районов)". Тут же председатель сказал, что наш президент, член высшего политсовета "Единой России", его заявление мы будем рассматривать на "Единой России". Хотя по закону президент обращается к парламенту, а не как к "Единой России". Но председатель парламента не стал даже зачитывать этого заявления. Президент встал и ушел. На прямой вопрос депутатов: "А какова мотивировка? По каким мотивам президент подал в отставку?" Еще раз мы услышали о том, что этот вопрос будет рассматривать "Единая Россия". Председатель нарушил все мыслимые и немыслимые законы. Потому что по закону президент обратился к Госсовету, и Госсовет должен был услышать это заявление».
Депутат Коновалова считает, что президент Совмен разошелся во мнении в кадровых вопросах со своими коллегами из «Единой России»: «У меня просто сложилось такое впечатление, что где-то возник конфликт между фракцией Госсовета "Единая Россия" и президентом, который не смог провести решение, по которому председателем Госсовета должен был быть не адыг. Разговор шел о русском».
В то же время, по версии АПН, решение об отставке Совмен, полномочия которого истекают в январе 2007 года, принял в связи с тем, что не имеет возможности влиять на процесс объединения Адыгеи с Краснодарским краем.
По данным источника "Известий", неожиданному поступку Хазрета Совмена имелось простое объяснение: до заседания Госсовета, где Совмен объявил об уходе, президент на повышенных тонах разговаривал с полпредом президента в Южном федеральном округе Дмитрием Козаком. Полпред в резкой форме попросил его освободить свой пост. Президенту Адыгеи говорили о низких экономических показателях, а также о том, что за последний квартал Совмен был в Адыгее всего лишь 25 дней (сразу после скандальной сессии госсовета Совмен покинул республику). Нежелание Совмена объединить республику с Краснодарским краем также были одной из причин, по которой Козак был недоволен Хазретом Совменом.
Кроме того, ранее региональные журналисты обвинили Совмена в нарушении законодательства. По их данным, президент республики принял участие в мартовском голосовании при выборах депутатов Госсовета-Хасэ незаконно, так как прописан не в Адыгее, а в Москве на Тверской. Совмен никак не комментировал тогда эту информацию.
Как пояснили источники "Газеты" на Старой площади, в администрации президента России есть твердое намерение объединить Адыгею и Краснодарский край в рамках так называемой реформы по укрупнению регионов. Если в Коми-Пермяцком, Эвенкийском, Таймырском, а теперь и Усть-Ордынском Бурятском округах не нашлось сильных оппонентов Кремлю, то в Адыгее Хазрет Совмен выступил категорическим противником слияния. Руководителя республики в этом вопросе поддерживает группа депутатов и высокопоставленных чиновников во главе с думцем Владимиром Крупчаком. Эту группу на кремлевском жаргоне называют "лесниками", так как их интересы лежат именно в сфере лесной промышленности и переработки. Самого Крупчака называют чуть ли не "лесным олигархом".
Адыгея была и остается важным источником ценнейших пород древесины на юге России. Самые большие деньги в республике крутятся в лесной отрасли. Совмен - относительно новый человек на своей родине. Напомним, что до избрания президентом в 2002 году он долгое время занимался золотодобычей в Сибири, где и сделал огромное состояние - 400 млн. долларов, по оценкам "Форбс" в мае 2005 года. Тем не менее Совмен нашел общий язык с московскими "лесниками", которые теперь не хотят терять проверенного контрагента. "После сообщений об отставке с Совменом срочно связался, скорее всего, лично Крупчак, который убедил его взять свои слова обратно", - заявил собеседник "Газеты".