14 февраля 2006 года первый заместитель председателя правительства Южной Осетии, руководитель югоосетинской части СКК Борис Чочиев принял главу делегации Европейской комиссии (ЕК) в международных организациях в Вене Кристиана Фалковского, главу делегации ЕК в Грузии Торбена Хольце, его заместителя Жака Вантома, и и.о. главы Цхинвальского офиса ОБСЕ Райана Гриста по их просьбе. Об этом "Кавказскому узлу" сообщили в югоосетинской части Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта.
С югоосетинской стороны присутствовали министр иностранных дел Южной Осетии Мурат Джиоев, руководитель аппарата югоосетинской части СКК, Секретарь югоосетинской части СКК Леонид Тибилов и другие.
В ходе состоявшейся беседы обсуждался широкий спектр вопросов урегулирования грузино-осетинских взаимоотношений и экономической реабилитации зоны грузино-осетинского конфликта.
"Я, в основном, приехал, чтобы слушать, а не говорить", - заявил К.Фальковский в начале встречи.
Борис Чочиев подробно рассказал о сложной ситуации вокруг Южной Осетии, отметив, что грузинская сторона целенаправленно стремится разрушить формат СКК, ССПМ и всего переговорного процесса. И это в то время, когда все стороны, участвующие в урегулировании, а также ОБСЕ и все мировое сообщество признало уникальность и действенность имеющихся механизмов урегулирования. Изменения в формат СКК правомочна вносить только встреча президентов стран, подписавших соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта, но Грузия уклоняется от такой встречи, Россия выдвинула предложение о встрече высших политических руководителей сторон СКК, поддержанное Южной Осетией, Северной Осетией и ОБСЕ, но Грузия категорически отказывается от такой встречи.
На словах, выразив поддержку мирным инициативам президента Южной Осетии Э. Кокойты, они на деле блокируют создание совместной рабочей группы по выработке согласованного плана по урегулированию конфликта. Вопреки своей первоначальной позиции грузинская сторона заявила, что не будет обсуждать никакого совместного плана, так как у них уже имеется свой, сепаратный план, и что они его будут реализовывать.
По словам Чочиева, парламент Грузии вместо того, чтобы способствовать мирному урегулированию, подливает масло в огонь, принимая такие решения, как 15 февраля 2006 года. Непонятно, почему это постановление международные наблюдатели называют гибким. Видимо им неизвестно содержание предыдущего постановления от 11 октября 2005 года, на которое оно ссылается, в противном случае они знали бы, что грузинский парламент фактически принял постановление о прекращении миротворческой операции и выводе миротворческих сил. При этом все понимают, что реализация такого подхода неминуемо приведет к возобновлению боевых действий, причем в большем масштабе, отметил Чочиев.
Как утверждает Чочиев, с самого начала миротворческой операции в зоне грузино-осетинского конфликта до прихода к власти Саакашвили не был убит ни один миротворец. И только 12 октября 2004 года спецслужбы Грузии обстреляли автомобиль миротворцев, одного убили на месте, а остальных, которые были ранены, лишили медицинской помощи, доставили в офис МГБ Грузии, где подвергали зверским пыткам, в результате чего один из них погиб, отмечает Чочиев.
Южная Осетия в прошлом году сократила свои вооруженные силы на 50%, а Грузия увеличила численность своих вооруженных сил на 32%, продолжает приобретать вооружения за рубежом, закрывает школы и открывает на их месте военные госпитали (как в Гори).
Б. Чочиев обратил внимание гостей на то, что страны-участницы ОБСЕ передают Грузии вооружения, которые она использует против мирного осетинского населения, в то время как в соответствии с нормативными актами ОБСЕ запрещается передача вооружений тем государствам, которые могут использовать их в вооруженных конфликтах. По этому поводу К. Фалковский заявил, что все страны-члены ОБСЕ должны соблюдать взятые на себя обязательства.
Б. Чочиев подчеркнул, что в то время как экономическое восстановление и повышение благосостояния жителей зоны конфликта признано основополагающим условием для повышения мер доверия и урегулирования конфликта в целом, действия грузинской стороны по экономической блокаде осетинских сел Южной Осетии не только наносят ущерб экономическому состоянию зоны конфликта и отрицательно отражаются на населении, но и фактически приводят к гуманитарной катастрофе.
При этом грузинская сторона, по словам Чочиева, рассказывающая о своих мирных намерениях во время встреч в европейских столицах, на деле третий год отказывается от проведения встреч министров внутренних дел, хотя проект протокола по его итогам еще в прошлом году передан грузинской стороне. Вместо конструктивного сотрудничества грузинская сторона перед объективами заранее созванных тележурналистов захватывает мирных осетинских жителей, подбрасывает им наркотики и фальшивые доллары (это стало своего рода "модой"), а затем обвиняет Южную Осетию в преступности, утверждает Чочиев.
По его словам, руководство Грузии не только само не предпринимает шагов по развитию контактов на уровне народной дипломатии, но и запрещает жителям грузинских сел приезжать в Цхинвал на те мероприятия, которые проводятся югоосетинскими НПО, действующими в деле восстановления доверия.
Правоохранительные органы сторон обязаны обеспечивать безопасность членов всех частей СКК. Вместо этого, утверждает Чочиев, министр внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили выступает по грузинскому телевидению и угрожает убить сопредседателя югоосетинской части СКК. И это в то время как в соответствии с Сочинским соглашением между Россией и Грузией члены СКК пользуются дипломатической неприкосновенностью. "Вот их формы и методы работы. Для чего еще Грузия подписывает международные соглашения, если не намерена их выполнять", - спрашивает Чочиев.
Б. Чочиев также отметил, что 90% информации о ситуации в Южной Осетии до международного сообщества поступает от офицеров по военному мониторингу ОБСЕ, которые не всегда объективно отображают ситуацию в зоне конфликта.
Б. Чочиев сообщил о предложении ОБСЕ о необходимости подписания меморандума о неприменении силы при решении вопросов урегулирования грузино-осетинского конфликта, от которого отказывается грузинская сторона. К. Фалковский, со своей стороны, также выразил свою поддержку этой инициативе.
Кристиан Фалковский, выразив Б. Чочиеву благодарность, заявил: "Ваши слова способствовали тому, что у меня создалось более глубокое впечатление о сложившейся ситуации. Обстановка в Южной Осетии - это важнейшая тема, которая всегда присутствует в Еврокомиссии".
Б. Чочиев указал: "Грузия пользуется тем, что у Южной Осетии нет возможности выступить в Постоянном совете ОБСЕ, других международных организаций и доводить реальную ситуацию до международного сообщества, поэтому я уверен, что наши встречи будут способствовать тому, что грузино-осетинское урегулирование будет проходить в мирном русле".
Встреча прошла в конструктивной атмосфере. "Она еще раз показала, что в руководстве Еврокомиссии, также как и в ОБСЕ понимают: информация, которая поступает из Грузии является, как минимум, неполной", - подчеркнули в юго-осетинской части СКК.