Администрация президента Кабардино-Балкарии Арсена Канокова сообщила родным и близким пропавшего в Нальчике Руслана Нахушева, что расследование по делу о его безвестном исчезновении находится на контроле Главного управления Генеральной прокуратуры РФ в Южном федеральном округе. Контроль над ходом расследования данного уголовного дела осуществляется и администрацией президента Кабардино-Балкарии. Об этом сообщила корреспонденту ИА REGNUM сестра похищенного правозащитника Фатима Нахушева.
Вчера, 15 марта, в адрес Генпрокурора России Владимира Устинова адвокат Нахушева Ануар Дикинов направил заявление с просьбой о предоставлении ему копии постановления заместителя генпрокуратура на юге России Николая Шепеля. Ранее адвокат получил из прокуратуры Кабардино-Балкарии письмо, гласящее, что заместитель генпрокурора отказался удовлетворить жалобу на действия прокурора Кабардино-Балкарии Юрия Кетова, возбудившего в отношение Руслана Нахушева уголовное дело по ст. 33 ч.ч. 4 и 5, ч. 3 ст. 205 УК РФ (пособничество и подстрекательство к акту терроризма, терроризм). Адвокат требовал признать постановление прокурора Кетова незаконным и отменить его. Генпрокуратура отклонила жалобу Ануара Дикинова. Однако копии отказного постановления адвокат не получил.
"Не зная содержания постановления Николая Шепеля, я не могу знать также и основания его отказа. А это мешает мне надлежащим образом оказывать юридическую помощь моему подзащитному. Поэтому я прошу Генпрокурора выдать мне копию постановления его заместителя, заверенную надлежащим образом", - сказал Ануар Дикинов.
Как сообщал ранее "Кавказский узел", уголовное дело в отношении Руслана Нахушева было возбуждено 19 октября 2005 года, а 4 ноября, после допроса в УФСБ РФ по Кабардино-Балкарии он пропал без вести, предположительно, был похищен.
В декабре фотография Руслана Нахушева появилась на стендах среди разыскиваемых за участие в нападении на Нальчик боевиков. В ответ на письмо родных Нахушева, в котором они потребовали снять фотографию из этого стенда и разместить отдельно, старший помощник прокурора Кабардино-Балкарии И. Иругов ответил: "Размещение фотографии Нахушева Р.Б. на стендах разыскиваемых лиц... не противоречит закону".
Позже фотографию Руслана Нахушева опубликовали все местные газеты, а также показали по местному телевидению. МВД Кабардино-Балкарии пообещало вознаграждение за любую информацию о нем, а также гарантировало конфиденциальность.
Как напоминает корреспондент ИА REGNUM, причиной внимания спецслужб к майору КГБ в отставке и кавказскому координатору влиятельных российских общественных организаций Руслану Нахушеву стала его деятельность на посту директора Кабардино-Балкарского Института исламских исследований.
Институт исламских исследований (КБИИ) основан в Нальчике в августе 2002 года. В числе учредителей Института выступили Руслан Нахушев (избран директором), Эльдар Астемиров (назначен ревизором), Мусса Мукожев и Анзор Астемиров (назначены заместителями директора). Приглашение стать соучредителями Института были разосланы и многим авторитетным организациям, таким как Международная черкесская ассоциация, "Адыгэ Хасэ" и "Алан", Государственный институт гуманитарных исследований. Однако руководители этих национальных советов и госучреждений отказались от участия в новом проекте.
В настоящее время на легальном положении из названных четверых учредителей остался только Эльдар Астемиров - отец Анзора Астемирова. Остальные трое объявлены в федеральный розыск и подозреваются в терроризме. Причем относительно зримые доказательства причастности к нападению на силовые структуры в Нальчике в октябре 2005 года есть только в случае с Анзором Астемировым - видеосъемка совместного напутствия Анзора Астемирова и Шамиля Басаева накануне штурма обошла множество сайтов в Интернете.
В целях и задачах основанного ими КБИИ в частности есть и такие пункты: оказание помощи органам законодательной и исполнительной власти в формировании политики в сфере религии и межконфессиональных отношений; возрождение религиозной науки и просвещение в целях противодействия распространению экстремистских взглядов и течений.
Устав КБИИ был направлен в Минюст Кабардино-Балкарии для официальной регистрации, а также руководителям всех правоохранительных органов, УФСБ, президенту, парламенту и национальным общественным организациям КБР. Но, несмотря на актуальные для республики задачи, обозначенные новым институтом, Минюст Кабардино-Балкарии отказал его учредителям в государственной регистрации.
Свою деятельность Институт исламских исследований, согласно архиву, начал с организации масштабной конференции "Ислам в современной России: толерантность и миротворческий потенциал". Среди копий документов института сохранились приглашения на семинар, разосланные руководителям всех властных и силовых структур Кабардино-Балкарии. В частности начальнику УФСБ, секретарю Совета безопасности, а также ныне действующим министру внутренних дел Хачиму Шогенову и прокурору Юрию Кетову. Каждое из писем заканчивается фразой: "Надеемся, что это послужит сохранению стабильности в КБР и большему взаимопониманию между верующими и правоохранительными органами". Приглашение Института принял только тогдашний начальник РУБОП МВД Кабардино-Балкарии Фуад Шурдумов. Все остальные чиновники и силовики приглашение к диалогу с мусульманской молодежью проигнорировали. А муфтий Кабардино-Балкарии Шафиг Пшихачев назвал семинар незаконным.
Конференция, тем не менее, оказалась представительной и в какой-то мере - революционной. С докладом о состоянии и перспективах мусульманской общины в Кабардино-Балкарии выступил профессор МГИМО МИД РФ, директор программы этничность и строительство центра Карнеги Алексей Малашенко. Революционность конференции состояла в том, что впервые в республике вопросы ислама освещались на таком уровне и открыто. Молодые люди, занесенные правоохранительными структурами в "черные" списки "ваххабитов", и подвергавшиеся хроническим задержаниям, в выступлении известного мэтра в области исследований ислама предстали высокообразованными последователями традиционного ханафитского мазхаба (либеральное мусульманское течение), а не приписываемого им ваххабизма. Прогноз же ситуации в Кабардино-Балкарии Малашенко сделал тревожный, и адресован он был, прежде всего, власти и правоохранительным структурам. Профессор предупреждал, что дальнейшая эксплуатация репрессивной политики в отношении мусульманской молодежи приведет к социальному взрыву - открытому протесту против милицейского произвола.
За три года до октябрьского мятежа об опасных тенденциях во взаимоотношениях мусульманской оппозиции с одной стороны и Духовного управления мусульман, правоохранительных структур и власти - с другой, писал и директор института Руслан Нахушев. В архиве Нахушева сохранились аналитические справки и доклады о проблемах религиозного экстремизма и радикализма в Кабардино-Балкарии, направлявшиеся президенту КБР и ФСБ России. Многие из положений доклада трехлетней давности кажутся сегодня выдержками из заявлений известных политиков. В частности, относительно ваххабизма Нахушев пишет: легитимное религиозно-политическое движение в суннитском исламе (в течение последних четырех месяцев об этом же заявляли госсекретарь США Кондолиза Райс, полпред президента РФ в ЮФО Дмитрий Козак и президент России Владимир Путин).
В другом документе Нахушев пишет о религиозном невежестве молодежи, как одной из причин успеха экстремистских влияний. В 2006 году решением Конгресса мусульманских общин Северного Кавказа в Кабардино-Балкарии создается мусульманский институт для обучения специалистов-теологов.
"Вопросы борьбы с терроризмом необходимо полностью передать в ведение ФСБ. Для более эффективной деятельности в этом направлении необходимо создание специального правительственного комитета", - еще одна выдержка из доклада Руслана Нахушева, подготовленного три года назад. Подобные меры приняты в России в 2006 году, уже после нальчикской трагедии, о необходимости предотвращения которой на всех уровнях заявлял Руслан Нахушев.
В 2003 году предложения Руслана Нахушева по урегулированию в Чечне вошли в резолюцию конференции, организованной под эгидой правительства Швеции. В числе необходимых политических мер Нахушев назвал возможность параллельного существования как федеральной, так и республиканской администрации в Чечне, в качестве социальных мер - создание образовательно-реабилитационного центра для детей. По настоянию Руслана Нахушева из резолюции конференции были исключены такие устоявшиеся клише, как "исламский экстремизм" и "исламский терроризм".