15 марта МИД Грузии распространил сообщение, в котором отмечено, что в ходе прошедших в Тбилиси консультаций с послом по особым поручениям МИД России М.Н.Бочарниковым по вопросам урегулирования грузино-абхазского конфликта российская сторона "не представила нового видения и элементов урегулирования конфликта" и "остается верной старым подходам". Также заявлено, что у российского руководства, дескать, не существует "политической воли для урегулирования данного конфликта путем конструктивного сотрудничества с Грузией".
Заявление выглядит странным и малоэтичным. Сожалеем о том, что грузинский МИД столь категоричен в оценках миссии высокопоставленного российского дипломата, предпринятой в целях содействия переговорному процессу.
Необоснованно возлагая на Россию ответственность за отсутствие прогресса в урегулировании, именно грузинская сторона, как показывает опыт последних месяцев, блокирует реализацию тех договоренностей, которые было наметились на ряде направлений благодаря активности международных посредников. В частности, согласованный грузинской и абхазской делегациями и подготовленный к подписанию в начале декабря 2005 г. проект важнейшего документа о гарантиях безопасности и неприменении силы в разрешении конфликта уже в середине декабря под надуманными предлогами был отозван грузинской стороной.
По непонятным причинам Грузия откладывает начало, казалось бы, особенно важной для нее работы по перерегистрации беженцев, вернувшихся в Гальский район Абхазии, договоренность о которой была достигнута еще летом 2005 г.
Нелишне также напомнить, что Россия не является стороной в конфликте. Она имеет статус содействующей стороны в переговорном процессе между грузинами и абхазами, ведущегося под эгидой ООН. При этом мы неизменно исходим из того, что достижение договоренностей, равно как и предложение в этих целях новых "элементов и подходов", целиком и полностью является прерогативой самих конфликтующих сторон. В Тбилиси же, судя по итогам состоявшихся консультаций, по-прежнему не готовы предложить не то что новое, но и вообще сколько-нибудь понятное и реалистичное видение путей решения проблемы.
На такие рассуждения наталкивает упомянутое заявление грузинского внешнеполитического ведомства.
17 марта 2006 г.