Вопрос: В связи с недавним подписанием российско-грузинского соглашения о выводе российских военных баз с территории Грузии в высказываниях некоторых грузинских политиков вновь прозвучала тема РВБ в Гудауте, которую в Тбилиси, как известно, не считают закрытой. Ваши комментарии?
Комментарий: Напомню историю данного вопроса. Двусторонние договоренности относительно российского военного присутствия на грузинской территории были зафиксированы в 1999 году в Стамбуле в Совместном заявлении Российской Федерации и Грузии в виде "Приложения N 14" к Заключительному акту Конференции государств-участников ДОВСЕ. Российская сторона полностью выполнила вытекающие из них обязательства, в том числе и по ликвидации РВБ Гудаута, о чем в середине 2001г. мы официально уведомили участников ДОВСЕ. В июле 2002г. группа представителей ОБСЕ посетила Гудауту и могла убедиться, что база выведена. Однако, не имея необходимого мандата, эта группа формально не зафиксировала закрытие базы.
В принципе Совместное заявление от 17 ноября 1999 года не предусматривает никаких мероприятий по контролю за этим процессом. Однако, чтобы избежать кривотолков, мы дали согласие на инициированное Германией направление в Гудауту международной миссии, которая, имея четкий мандат, должна была зафиксировать ряд фактов, на основе которых мог быть сделан однозначный вывод о расформировании бывшей российской военной базы и поставлена точка в этом вопросе.
Однако в Тбилиси заблокировали работу германских дипломатов по выработке такого мандата и направлению миссии в Гудауту.
Вместе с тем, в случае изменения этой неконструктивной позиции мы по-прежнему готовы принять указанную миссию на объектах бывшей РВБ Гудаута, где сейчас размещены миротворцы КСПМ СНГ, с тем, чтобы раз и навсегда покончить со спекуляциями вокруг данной проблемы.
2 мая 2006 г.