10:50 / 18.10.2001Закон о гражданстве: ужесточение правил на фоне войны в Абхазии

В четверг, 18 октября, Дума принимает новый закон о гражданстве. Как и многие другие новые законы, этот ужесточает либеральные нормы действующего законодательства, считая их либеральность чрезмерной. Проект внесен президентом, и никакой интригой первое чтение отмечено не будет: подавляющее большинство Думы его поддержит. Новый закон заметно усложнит процедуру получения российского подданства. С альтернативой выступил комитет по делам СНГ. Единственная практическая разница между двумя проектами в том, что комитет предлагает распространить российское подданство на жителей непризнанных республик Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья.

Президентский проект был внесен в Думу еще весной и сохранил все свои положения. Они известны: необходимое для получения гражданства время проживания в России увеличивается с 3 до 5 лет, вводится временной ценз проживания в браке (3 года). Сегодня процветает практика фиктивных браков: брак дает право на немедленное получение гражданства. Выход из российского гражданства также будет затруднен и станет возможен лишь как форма смены гражданства. В новом законе не будет ни слова о праве республик устанавливать собственное подданство. Это существенная деталь в отношениях федерации с Татарстаном и Башкортостаном, где лишь недавно был достигнут компромисс по вопросу республиканского паспорта. Закон сделан по европейским образцам, но либеральнее многих из них. Главный принцип состоит в том, что любой законопослушный иностранец, проживающий в России и имеющий источник дохода, имеет право стать полноправным российским гражданином.

Вопрос о гражданстве чрезвычайно идеологичен. Зампред комитета по делам СНГ Анатолий Чехоев (КПРФ), автор альтернативного проекта, заявил "Полит.Ру", что "добротный", по его мнению, закон президента равно применим в любой стране и не учитывает российской уникальности. На самом деле это не так: как объяснил "Полит.Ру" депутат Борис Надеждин, принимавший участие в разработке проекта, закон предусматривает сокращение временного ценза для граждан бывшего СССР. Именно это имел в виду президент Путин, выступив на недавнем Конгрессе соотечественников за пересмотр миграционной политики, из-за которой "те, в ком Россия заинтересована, годами ждут гражданства". Однако законопроект не поясняет, кому и насколько может быть сокращен испытательный срок. Эта лакуна должна быть так или иначе заполнена ко второму чтению. Сам Надеждин предлагает вообще лишить этого срока бывших советских граждан, проживавших (имевших прописку) на российской территории до 1991 года, а для въехавших после 1991 года установить "срок в два-три года". Надеждин видит логику в том, чтобы государство таким образом привлекало людей общих с ним культурных традиций. Понятно, что подобный подход сделал бы возможной моментальную обратную натурализацию для диаспор.

Где Надеждин ищет культурной общности, там Чехоев видит "зоны стратегических интересов". Альтернативный проект предполагает возможность заявительного приобретения российского подданства для всех жителей СНГ, отказавшихся от подданства государств, на территории которых они проживают. Чехоев признает, что это в первую очередь касается Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии, где "более половины - и так наши граждане". Такой имперский подход решительно противоречит последнему заявлению президента Путина о неучастии России в посторонних конфликтах и может быть воспринят сопредельными странами как прямое посягательство на их суверенитет. Шансы альтернативного закона, имеющего вид ностальгического пиар-проекта патриотической оппозиции, равны нулю, однако голосование интригует в связи с абхазским конфликтом.

Новый закон заканчивает "юрьев день" на самоопределение для бывших советских жителей. Считается, что все, кто желал стать российским подданным, это уже сделали. Впрочем, по утверждению некоторых правозащитников, коррупция и поборы со стороны ведомств помешали получить гражданство большому числу переселенцев.

Автор: