22:47 / 15.05.2006Оправданы жители Кабардино-Балкарии, обвиненные в нападении на Ингушетию в 2004 году

Верховный суд Республики Ингушетия на своем заседании с участием присяжных, рассмотрев уголовное дело в отношении жителей Кабардино-Балкарии Джамбулата Тасуева и Аслана Уянаева, обвиняемых в участии в нападении на правоохранительные органы Ингушетии летом 2004 года, не нашел в их действиях состава преступления и вынес вердикт об их невиновности. Они были освобождены из-под стражи в зале суда.

Как рассказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Кабардино-Балкарской коллегии адвокатов Зукай Джаппуев, его подзащитный 19-летний Джамбулат Тасуев был задержан в январе 2005 года у себя дома в Нальчике, и в одном нижнем белье вывезен за пределы КБР. Через четыре дня поисков родные нашли его во Владикавказе. Основанием для его задержания послужил чей-то донос о том, что он якобы участвовал в нападении на правоохранительные органы Ингушетии. Позже к доносу были приобщены показания против Джамбулата, полученные от ранее задержанных участников нападения. Доказательством участия в нападении следствие посчитало также наличие на голове Джамбулата шрама, полученного им в 4-летнем возрасте от падения на него шкафа. Следствие посчитало, что шрам получен от осколка. "Я вынужден был поставить вопрос о проведении судебно-медицинской экспертизы для установления давности получения травмы, а также приобщения к делу амбулаторной медицинской карты Джамбулата Тасуева, - рассказывает адвокат. - Медики полностью подтвердили мои доводы".

У Джамбулата Тасуева было алиби. 21 июня 2004 года он был на дне рождения, где его видели много людей. Они все дали показания, но следствие проигнорировало их. А некоторые документы, свидетельствовавшие в пользу Тасуева, были изъяты из дела.

Против него были использованы показания ранее задержанных по делу о нападении на правоохранительные органы Ингушетии, которые противоречили друг другу. Так один подсудимый назвал его Зелимханом, другой - Абдулхаликом. Причем один из подсудимых перед проведением очной ставки с Тасуевым просидел с ним в одной камере семь дней.

После того, как давшие показания были осуждены, они написали заявления, что вынуждены были под пытками оговорить незнакомого им человека.

Аналогична ситуация с Асланом Уянаевым, интересы которого на суде представляла его мать Аминат Уянаева. Она рассказала, что Аслан был задержан восьмого февраля 2005 года, а до этого его неоднократно доставляли в УБОП МВД КБР из-за того, что Аслан посещал мечеть.

Задержание Аслана было оформлено как явка с повинной. Против него были также использованы показания, добытые незаконным путем у других задержанных, которые позже отказались от них.

Аслан Уянаев и Джамбулат Тайсуев просидели под арестом год и четыре месяца, они подвергались избиениям и другим физическим пыткам, в результате чего оба вернулись больные и искалеченные. Им предстоит долгая реабилитация.

Отвечая на вопрос корреспондента о том, является ли освобождение Тасуева и Уянаева результатом того, что дело рассматривалось судом присяжных, и адвокат Джаппуев и Аминат Уянаева ответили отрицательно. По их мнению, любой суд, следующий букве закона, вынес бы также оправдательный приговор.

На вопрос о том, что он думает по поводу заявления заместителя Генерального прокурора по Южному Федеральному округу Николая Шепеля о том, что на Северном Кавказе нельзя вводить суд присяжных, так как здесь родственные связи берут вверх над гражданским сознанием, адвокат Зукай Джаппуев ответил так: " Я думаю, что он не прав. На Северном Кавказе люди далеко не так глупы, чтобы из каких-то внутренних побуждений не наказывать преступников. Хотя бы потому, что на Северном Кавказе люди больше всего хотят мира, зная, что такое война".

Автор:Людмила Маратова, собственный корреспондент <a href="http://www.kavkaz-uzel.ru/">"Кавказского узла"</a>