Для преодоления тяжелой ситуации, сложившейся в экономике и социальной сфере на территории Республики Северная Осетия-Алания к началу 1998 года, и для выработки адекватных ситуации управленческих решений необходимо четко представлять состояние социально-экономической сферы республики.
Требуются нетрадиционные, отличные от принятых современной госстатистикой, методы анализа состояния социально-экономического положения территории. Обычные статистические методы разрабатывались и применялись в условиях плановой социалистической экономики. Их использование опиралось на стабильное состояние всех социально-экономических процессов и не учитывало особенностей переходного периода к рыночной экономике (гиперинфляционные процессы, изменение всей кредитно-финансовой системы, процессы приватизации, разрушение производственного потенциала, массовую миграцию населения, вызванную вооруженными конфликтами на территории бывшего СССР и т.д. и т.п.). Учет таких процессов делает необходимым использование иных подходов для рассмотрения данной проблемы.
Опираясь на закономерности кибернетического подхода, представим хозяйственную деятельность республики как "Систему", состоящую из ряда входных и выходных параметров, возмущающих и управляющих воздействий, связанных между собой различными обратными связями.
Экспертно-базовыми оценками отраслевых специалистов для анализа хозяйственной деятельности республики были выбраны следующие макроэкономические показатели: производство товаров, потребление электроэнергии, сбор налогов, индекс Джинни (индекс расслоения общества), среднемесячная заработная плата.
Не вдаваясь в функциональную направленность каждого показателя, можно заключить, что на качественном уровне все они взаимосвязаны между собой, и могут быть представлены с единых системных позиций, определяя и оценивая степень и уровень организованности хозяйствующих объектов республики.
Для выявления системной закономерности между этими показателями использовались динамические (временные) ряды, полученные из республиканских статистических данных в разрезе "квартал-месяц", начиная с первого квартала 1994 г. по третий квартал 2000 г. По каждому показателю были построены поля точек. Для наглядной интерпретации динамических рядов этих макроэкономических показателей по специально разработанной методике, математически корректно, на поля точек положены сглаженные кривые, выявляющие тенденцию (тренд) поведения этих показателей.
На всей временной выборке, начиная с 1994 года по настоящее время, по каждому динамическому ряду, выделены два характерных периода:
1 период:
Период характеризуется как неустойчивый для всех показателей производственно-технической и социально-экономической сфер. Такие показатели как "Производство товаров", "Потребляемая электроэнергия" имели один и тот же характер поведения (тенденция, тренд). Их величины, характеризовались устойчивой тенденцией к спаду.
Взаимосвязь показателей "Потребляемая электроэнергия", "Производство товаров", "Заработная плата" и "Всего налогов" выявляет наличие колебательного процесса и отсутствие пропорциональности в темпах изменения приращений между данными показателями. Это определяется неритмичностью функционирования и/или присутствием в этих отраслях объектов производства, выпускающих продукцию и оказывающих услуги, но не отражающих данную деятельность в статистической отчетности. Тем самым происходит уход из-под налогообложения. Или, проще говоря, - значительный рост теневого сектора экономики.
До середины 1997 продолжается спад производства товаров и соответственно потребления эпектроэнергии. Здесь же наблюдается отсутствие пропорциональности в трендах между "Потреблением электроэнергии" и "Производством товаров", преобладают неритмичные квартальные (сезонные) колебания. Тенденция к спаду промышленного производства остановлена только во втором квартале 1998 года.
С 1994 по 1997 год показатель сбора налогов носит неритмичный характер, характеризуется высокой колебательностью и достигает максимального значения к концу квартала и года. Существовавшая объемная величина и процентная ставка налогообложения не стимулировала рост валового республиканского продукта. При существовавшей системе налогообложения уровень собираемости налогов не превышал 40%.
Продолжалось устойчивое расслоение общества по доходам. Показатель расслоения общества (индекс Джинни, характеризующий дифференциацию населения по доходам) продолжает расти и достигает максимального значения (0,81) в 3 квартале 1998 года. Абсолютная величина индекса Джинни перешла в начале 1995 года допустимый уровень 0,5, что говорит о сильном расслоении населения республики на бедных и богатых, чреватом социальным взрывом.
До третьего квартала 1995 г. продолжается спад заработной платы с незначительными ее колебаниями в дальнейшем.
Задолженность сфер хозяйствования республики перед коммерческими банками на конец четвертого квартала 1997 г. составила 273692 тыс. рублей. Задержка в выплате детских пособий на этот период определяется в сумме 258346 тыс. рублей.
Все вместе взятое говорит о кризисном состоянии народного хозяйства республики в данный период и, как следствие, - о росте теневого производства товаров и услуг.
На общероссийские негативные тенденции в экономике накладывается кризис вызванный местными особенностями. Отметим сокращение государственного заказа предприятиям оборонного комплекса, составляющим основу промышленности республики, нарастающее выбытие основных фондов, сокращение кадрового потенциала, как по объективным, так и по субъективным причинам, неэффективное управление промышленными предприятиями, вызванное отсутствием должного государственного контроля, уход из реального сектора экономики в теневой больших материальных и людских ресурсов.
2 период:
Благодаря мерам, предпринятым обновленными органами власти по государственному регулированию экономики, республика постепенно выходит из кризиса, вызванного вышеперечисленными негативными тенденциями.
Начиная с третьего квартала 1998 г. появляются позитивные изменения. Появляется тенденция роста промышленного производства, и соответственно растет потребление электроэнергии. Причем рост потребления электроэнергии превосходит рост промышленного производства.
В целом по производству товаров удалось достичь уровня конца 1995 года, а по потреблению электроэнергии середины 1996 года.
Исчезает сезонность сбора налогов, и после спада есть значительное увеличение сбора налогов.
Намечается спад индекса Джинни, хотя расслоение общества остается высоким (0,7).
Уменьшение степени расслоения общества вызвано устойчивым ростом заработной платы, которая достигла в 3 квартале 2000 года уровня 1995 года. Однако со второго квартала 2000 года уменьшаются темпы роста производства товаров, что вызвано износом основных фондов и выбытием высококвалифицированных кадров инженеров и рабочих.
Несмотря на то, что в результате мер, предпринятых Президентом и Правительством республики, удалось вывести республику из кризиса и добиться ощутимого улучшения социально-экономической обстановки, чисто административные методы к настоящему времени уже исчерпаны. Необходимо искать новые возможности по более эффективному использованию производственных мощностей за счет широкого внедрения передовых технологий. Для дальнейшего кардинального улучшения социально-экономических показателей требуются значительные инвестиции в экономику республики. Руководством республики многое сделано для того, чтобы преодолеть негативный образ Осетии, сложившийся к 1998 году в результате как объективных, так и субъективных причин. Позитивным эффектом таких усилий является улучшение инвестиционного климата в республике. Однако вызывает обеспокоенность иждивенческая позиция части предпринимателей и руководителей госпредприятий, все еще надеющихся выжить, используя старые методы хозяйствования. Активным поиском потенциальных инвесторов, овладением современными методами менеджмента, маркетинга должны заниматься не только структуры государственного управления республиканского уровня, но и предприниматели, и директора предприятий.
Кроме того, следует произвести инвентаризацию кадрового потенциала республики. В последние 5-10 лет выпускаемые вузами и средними специальными образовательными учреждениями специалисты не имеют достаточного производственного опыта. Кадры в возрасте выбывают за счет естественных причин и миграционных процессов. Поэтому следует выявить, сколько же осталось высококвалифицированных инженеров и рабочих, как они используются. Акцент при этом следует делать не на занимаемые сейчас или в прошлом должности, а на крупные реализованные научно-технические и производственные проекты.